Главная ТО систем охлаждения и смазки

Техническое обслуживание систем охлаждения и смазки

 

Основные неисправности систем охлаждения и смазки >>

Основные работы и приемы их выполнения при техническом обслуживании систем охлаждения и смазки.

Ежедневное обслуживание. Проверить уровень жидкости в радиаторе и масла в картере двигателя, убедиться в отсутствии подтекания.

Первое техническое обслуживание. Смазать подшипник водяного насоса смазкой 1-13, а подшипники опоры вентилятора и генератора - смазкой 158. В условиях работы повышенной запыленности сменить масло в двигателе, а при работе в обычных условиях масло менять через одно ТО-1.

Второе техническое обслуживание. Проверить герметичность соединений систем охлаждения, смазки, промыть фильтр центробежной очистки масла. Через одно ТО-2 очистить клапан вентиляции картера. Проверить исправность термостата.

В систему охлаждения необходимо заливать чистую мягкую воду (не содержащую солей и других примесей), лучше всего дождевую или снеговую. В двигателе РАБА-МАН уровень охлаждающей жидкости проверяют через прозрачную пластмассовую пробку на уравнительном бачке. Уровень считается нормальным, если находится между нижней кромкой заливного отверстия и средней линией пластмассовой контрольной пробки.

Воду следует заливать в систему охлаждения через уравнительный бачок, расположенный в отсеке двигателя.

Давление масла проверяют на работающем двигателе при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя по указателю давления масла. Давление масла у прогретого двигателя должно быть равно 2,0—2,5 кгс/см2. При падении давления масла ниже 1 кгс/см2 эксплуатация двигателя запрещается до выяснения и устранения причины снижения давления.

Смена масла с промывкой картера двигателя. Для этого необходимо слить старое масло из горячего двигателя, отвернув сливную пробку в поддоне картера. Залить свежее масло до половины уровня через заливную горловину крышки головки цилиндров. Пустить двигатель и дать ему поработать 2—3 мин. Затем слить это масло. Снова залить свежее масло и еще дать поработать двигателю 2—3 мин. Потом остановить двигатель и через 2 мин после остановки долить масло до нормы.

Уровень масла проверяется маслоизмерительным стержнем. При необходимости доливают масло через маслоналивную горловину до метки «Полно» или чуть ниже ее. Излишки масла вызывают забрызгивание свечей зажигания, усиленное нагарообразование в цилиндрах двигателя. В отличие от отечественных двигателей двигатель РАБА-МАН имеет пять точек слива масла. Пробки с магнитами необходимо промыть в бензине и насухо протереть. После слива масла пробки следует ставить на место с новыми медными прокладками.

Масло следует заменять через 300 км пробега обкатки, через 1000 км обкатки, а затем на двигателе ЗИЛ-375 и ЗИЛ-130 через 5000 км пробега. На двигателе РАБА-МАН — через 500, 2000, а последующие замены через 5000 км пробега.

Фильтр центробежной очистки масла двигателей промывают в следующем порядке. Отвертывают гайку-барашек и снимают кожух. Отвертывают одной рукой гайку, удерживая другой рукой крышку ротора от вращения, и осторожно снимают крышку с осадками. Затем снимают вставку, очищают крышку ротора от осадков, промывают ее и сетки в бензине. Затем собирают фильтр, избегая повреждения резиновой прокладки, заворачивают не до конца гайку крышки ротора и следят за тем, чтобы крышка ротора садилась на свое место без перекоса. Для проверки правильности сборки фильтра необходимо пустить двигатель и убедиться в отсутствии подтекания масла. Затем, дав двигателю поработать 2 мин, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя и остановить его. При правильной сборке и работе фильтра после остановки двигателя в течение 2—3 мин будет слышно характерное гудение вращающегося ротора.

Регулировка натяжения приводных ремней двигателей. Прогиб приводного ремня посредине его ветви при усилии 3—4 кгс должен быть равен 10—15 мм. На двигателе автобуса ЛиАЗ-677 натяжение ремней вентилятора регулируют навертыванием регулировочных муфт на шкивах 6 вентилятора и 1 коленчатого вала, чередуя в несколько приемов навертывание регулировочной муфты с медленным поворачиванием коленчатого вала.

Перед регулировкой необходимо расконтрить и ослабить стопорные болты, а по окончании регулировки застопорить муфту болтами и болты законтрить гайками. Натяжение ремня шкива водяного насоса и генератора осуществляют, перемещая генератор в ушках его крепления.

Натяжение ремня шкива насоса гидроусилителя рулевого привода достигается перемещением насоса в пазах кронштейна. Натяжение ремня компрессора регулируется при помощи регулировочной муфты раздвижного шкива 8 компрессора. На двигателе автобуса ЛАЗ-695M для натяжения ремня привода вентилятора, расположенного между четырехручейным шкивом двигателя и опорой, перемещают шкив  натяжного устройства.

Натяжение ремня между опорой и шкивом вентилятора осуществляют, сближая диски разборных шкивов на ступице вентилятора и промежуточной опоре. Натяжение ремня шкива водяного насоса осуществляют смещением шкива натяжного устройства, натяжение ремней привода генератора и компрессора—смещением корпуса генератора или компрессора в направляющих.

На двигателе ЗМЗ-672 натяжение ремней регулируют следующим образом. Ремни привода насоса гидроусилителя рулевого привода натягивают перемещением кронштейна насоса по продольным отверстиям относительно головки цилиндров.

Ремень генератора натягивают поворотом генератора и дополнительно натяжным роликом. Ремень между шкивом генератора и промежуточной опорой натягивают перемещением промежуточной опоры, а ремень между шкивом промежуточной опоры и шкивом коленчатого вала роликом.

Для проверки термостата необходимо опустить термостат в сосуд с водой, затем начать нагревать воду и следить по термометру за началом открытия клапана термостата. Начало открытия клапана должно происходить при 70° С, а полное открытие — при 83°С.

Таким же способом можно проверить исправность указателя температуры воды охлаждающей жидкости, погрузив датчик в воду и соединив корпус датчика с массой автомобиля.

Простейшие приемы определения качества масла. Загрязненность масла в картере двигателя определяют: по прозрачности масла на  конце маслоизмерительного стержня, вынутого из картера; смачиванием пальцев и энергичным растиранием капель масла. Если между пальцами не будет ощущаться липкости и чувствуется нагрев пальцев, то масло имеет недостаточную вязкость. Если масло имеет резкий запах топлива, оно разжижено; по цвету масляного пятна после впитывания масла в белую (лучше фильтровальную) бумагу. Свежее масло оставляет на бумаге белое или светло-желтое круглое пятно. Черный цвет ядра масляного пятна указывает на необходимость очистки фильтра. Коричневый и темно-коричневый цвета пояска масляного пятна указывают на необходимость смены масла. У масла без моющей присадки ядро небольшого размера с резким очертанием границ и широким масляным пояском. У масла с моющей присадкой ядро расплывчатое, как бы с кружевными краями, с узким масляным пояском. Вязкость масла приближенно определяется гаражным вискозиметром, имеющим трубки с эталонными образцами масел и трубку, заполняемую маслом из картера двигателя. Вискозиметр устанавливают в вертикальное положение, чтобы масло во всех трубках было на одном уровне. Быстро повернув вискозиметр на 180°, сравнивают скорость протекания испытуемого масла с эталонной, определяя таким образом вязкость испытуемого масла. Угар масла в малоизношенном двигателе составляет 0,10-0,25 л на 100 км пробега, а при значительном износе достигает 1 л и более на 100 км пробега. В последнем случае работа двигателя сопровождается сильным дымлением.