Поршневой палец предназначен для шарнирного соединения поршня с шатуном.
Палец, представляющий собой короткую стальную трубку, проходит через верхнюю головку шатуна и концами установлен в бобышках поршня.
При работе двигателя на палец действуют силы, стремящиеся его изогнуть; поверхность пальца подвергается износу в верхней головке шатуна и бобышках поршня. Для получения достаточной прочности и износостойкости палец изготовляют из мягкой стали и подвергают термической обработке (цементуют или закаливают т. в. ч.), в результате чего трущаяся поверхность пальца становится твердой и износостойкой. Наружная поверхность пальца шлифована.
Для того чтобы при работе двигателя палец не мог выдвинуться из поршня и повредить стенки цилиндра, его закрепляют.
Применяют пальцы плавающего типа. Такой палец может проворачиваться и в бобышках поршня, и в верхней головке шатуна.
Для устранения бокового смещения палец крепят по бокам двумя пружинящими стопорными кольцами, установленными в канавках бобышек поршня. Головка шатуна в этом случае снабжается бронзовой втулкой. При установке плавающего пальца вся поверхность его является рабочей, вследствие чего обеспечивается меньший его износ и уменьшается возможность заедания.
Так как алюминий расширяется при нагревании больше, чем сталь, во избежание появления большого зазора и стука в прогретом двигателе палец в бобышках холодного алюминиевого поршня должен быть установлен с натягом, для чего диаметр отверстия в бобышках поршня делают несколько меньше диаметра пальца. Поэтому при установке пальца алюминиевый поршень предварительно нагревают до температуры 55—70°С.