Силовая передача авто

Поршневой палец

 

Поршневой палец предназначен для шарнирного соединения поршня с шатуном.

porshnevoj_paletsПалец, представляющий собой короткую стальную трубку, проходит через верхнюю головку шатуна и концами установлен в бобышках поршня.

При работе двигателя на палец действуют силы, стремящиеся его изогнуть; поверхность пальца подвергается износу в верхней головке шатуна и бобыш­ках поршня. Для получения достаточной прочности и износостойкости палец изготовляют из мягкой стали и подвергают термической обра­ботке (цементуют или закаливают т. в. ч.), в результате чего трущаяся поверхность пальца становится твердой и износостойкой. На­ружная поверхность пальца шлифована.

Для того чтобы при работе двигателя палец не мог выдвинуться из поршня и повредить стенки цилиндра, его закрепляют.

Применяют пальцы плавающего типа. Та­кой палец может проворачиваться и в бо­бышках поршня, и в верхней головке шатуна.

Для устранения бокового смещения палец кре­пят по бокам двумя пружинящими стопорными кольцами, установленными в канавках бобышек поршня. Головка шатуна в этом случае снабжается бронзовой втулкой. При установке плаваю­щего пальца вся поверхность его является рабо­чей, вследствие чего обеспечивается меньший его износ и уменьшается возможность заедания.

Так как алюминий расширяется при нагрева­нии больше, чем сталь, во избежание появления большого зазора и стука в прогретом двигателе палец в бобышках холодного алюминиевого порш­ня должен быть установлен с натягом, для чего диаметр отверстия в бобышках поршня делают несколько меньше диаметра пальца. Поэтому при установке пальца алюминиевый поршень предва­рительно нагревают до температуры 55—70°С.