Устройство и действие механизма газораспределения

Механизм газораспределения служит для впуска свежего заряда (горючая смесь или воздух) в цилиндры двигателя и выпуска отработавших газов в соответствии с протеканием рабочего цикла. В автомобильных карбюраторных двигателях применяется механизм газораспределения клапанного типа с нижним или верхним расположением клапанов.

Механизм газораспределения четырехтактного двигателя с нижним односторонним расположением клапанов имеет следующие детали: впускной и выпускной клапаны с пружинами, деталями их крепления и направляющими втулками; толкатели с направляющими втулками; распределительный вал и распределительные шестерни.

При вращении коленчатого вала приводится во вращение распределительный вал через зубчатую или цепную передачи. При этом кулачок вала поднимает толкатель в направляющей втулке вверх. Толкатель давит на стержень клапана, удерживаемого в закрытом положении пружиной, и поднимает клапан, сжимая его пружину. Головка клапана отходит от своего гнезда и открывает впускное или выпускное отверстие блока. Когда выступ кулачка отойдет от толкателя, клапан под действием пружины плотно закроет отверстие. Клапанный механизм расположен в боковой камере блока, закрытой крышкой.

При верхнем расположении клапаны с пружинами и деталями их крепления установлены в направляющих втулках в головке блока, в которой также отлиты впускные и выпускные каналы. Усилие от кулачков распределительного вала, расположенного в картере двигателя, к клапанам передается с помощью толкателей, штанг и коромысел. Коромысла установлены шарнирно на оси, закрепленной на головке блока. Клапанный механизм на головке закрыт крышкой.

У V-образных двигателей применяются верхние клапаны с однорядным расположением, привод которых осуществляется от общего распределительного вала через толкатели, штанги и коромысла. Распределительный вал располагается в середине блок-картера у основания цилиндров.

Между стержнем клапана и толкателем или концом коромысла в непрогретом двигателе должен быть зазор, который необходим для возможности удлинения стержня клапана при его нагревании без нарушения плотности посадки клапана в гнезде.

Величина зазора для двигателей разных марок устанавливается для впускных клапанов в холодном состоянии в пределах 0,15—0,30 мм, а для выпускных клапанов, подвергающихся большему нагреву, — в пределах 0,20—0,40 мм.

Для регулировки величины этого зазора в механизме предусмотрены регулировочные устройства.

Правильность чередования различных тактов в цилиндрах двигателя достигается соответствующим расположением кулачков на распределительном валу, а также правильностью установки зацепления распределительных шестерен.

В четырехтактном двигателе рабочий цикл во всех цилиндрах завершается за два оборота коленчатого вала. За это время в каждом цилиндре должны по одному разу открываться и закрываться впускной и выпускной клапаны, что происходит за каждый оборот распределительного вала. Таким образом, распределительный вал должен вращаться в 2 раза медленнее коленчатого вала. Для этого шестерня распределительного вала имеет вдвое большее число зубьев, чем шестерня коленчатого вала.

Фазы газораспределения четырехтактного карбюраторного двигателя >>

Механизм газораспределения двухтактного дизеля >>

 

Запись опубликована в рубрике Детали механизма газораспределения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
4Array