Двигатель автомобиля ЗИЛ-111

VVM098На автомобиле ЗИЛ-111 установлен карбюраторный, четырехтактный, восьмицилиндровый, короткоходный двигатель с V-образным расположением цилиндров.

Блок-картер двигателя с двумя рядами цилиндров, расположенных V-образно под углом 90°, отлит из чугуна. Плоскость разъема картера опущена ниже оси коленчатого вала. Снизу к картеру прикреплен стальной штампованный поддон. В перегородках блок-картера установлены мокрые чугунные гильзы.

Буртики гильзы входят в выточки верхней перегородки блока и закрепляются двумя головками цилиндров, которые крепятся к блоку на прокладке болтами. Между наружными стенками блока и вставных гильз образована водяная рубашка. Уплотнение каждой гильзы в нижней перегородке блока осуществляется с помощью трех резиновых колец.

Головки цилиндров отлиты из алюминиевого сплава; в головках расположены полностью обработанные камеры сгорания полуклинового типа, клапанный механизм и впускные и выпускные каналы. В головки ввернуты свечи зажигания, входящие внутрь камер сгорания и соединяемые проводами с распределителем. Водяные рубашки головок сообщаются с водяными рубашками блока.

Поршни изготовлены из алюминиевого сплава, луженые. На юбке эллиптического профиля имеются несквозные разрезы. Нерабочая часть юбки поршня вырезана, что обеспечивает проход противовесов коленчатого вала при нижних положениях поршней. На поршне установлены два компрессионных и одно маслосъемное кольца. На внутренней кромке компрессионных колец имеется выточка, обеспечивающая их скручивание при установке в цилиндр. Кольца устанавливают выточкой вверх. Верхнее кольцо — хромированное, второе компрессионное кольцо — конусное.

Поршневые пальцы плавающего типа, закреплены в бобышках поршней стопорными кольцами.

Стержень шатуна двутаврового сечения. В верхней головке шатуна запрессована бронзовая втулка. Нижняя головка шатуна имеет отъемную крышку с двумя болтами. В головке установлены трехслойные тонкостенные взаимозаменяемые вкладыши. На стальном основании вкладыша нанесен медноникелевый подслой, залитый малооловянистым баббитом. Нижние головки шатунов цилиндров, расположенных в общей поперечной плоскости, соединяются на общую шатунную шейку коленчатого вала.

Коленчатый вал изготовлен из специальной стали и снабжен противовесами. Расположение кривошипов вала стандартное для V-образного восьмицилиндрового двигателя. Вал установлен на пяти коренных подшипниках, имеющих тонкостенные взаимозаменяемые трехслойные вкладыши. Осевая фиксация вала осуществляется упорными кольцами в переднем коренном подшипнике. Шатунные шейки вала полые. В щеках и шейках вала просверлены смазочные каналы. На переднем конце вала закреплены звездочка цепной передачи и ступица со шкивом привода вентилятора и водяного насоса. Передний конец вала уплотнен в крышке распределительных шестерен каркасным сальником. На задней шейке зала имеется маслосбрасывающий гребень: шейка уплотнена в картере сальником. На заднем конце вала закреплен гидротрансформатор.

Механизм газораспределения — с верхним однорядным расположением клапанов. Клапаны изготовлены из жароупорной стали и установлены в направляющих втулках,. запрессованных в головки цилиндров.

Выпускные клапаны имеют натриевое охлаждение. На стержни впускных клапанов надеты резиновые колпачки. Клапанная пружина закрепляется опорной шайбой и разрезными коническими сухариками. Диаметр головки у впускного клапана больше, чем у выпускного клапана. Гнезда всех клапанов вставные.

Для повышения срока службы выпускные клапаны принудительно проворачиваются при работе с помощью специального приспособлении. Механизм состоит из неподвижного корпуса, в наклонных каналах которого расположены пять шариков с возвратными пружинами; дисковой пружины и опорной шайбы с замочным кольцом. Механизм установлен па направляющей втулке клапана в углублении головки, клапанная пружина упирается в опорную шайбу.

Когда клапан закрыт и давление клапанной пружины невелико, дисковая пружина выгнута наружным краем кверху, а внутренним краем опирается в заплечик корпуса. При этом шарики с помощью пружин отжаты в канавках в крайнее положение.

При открытии клапана давление клапанной пружины возрастает, выпрямляя через опорную шайбу дисковую пружину. При этом внутренний кран пружины отходит от заплечика корпуса, и пружина, опираясь на шарики, передает на них все давление, вследствие чего шарики перемещаются в углубления канавок корпуса, вызывая поворот дисковой пружины и вместе с ней опорной шайбы, клапанной пружины и клапана. Когда клапан закрывается, давление на дисковую пружину уменьшается, и она, выгибаясь, опять упирается внутренним краем на заплечик корпуса, освобождая шарики, которые под действием пружин перемещаются в исходное положение. Таким образом, при каждом открытии клапана происходит его поворот на некоторый угол.

Каналы впускных клапанов выведены к внутренней стороне головок и соединяются с впускным трубопроводом, а каналы выпускных клапанов выведены к наружной стороне головок, где к ним крепятся выпускные трубопроводы. Правый трубопровод имеет клапан-термостат подогрева горючей смеси. Распределительный вал изготовлен из чугуна и установлен посередине блок-картера у основания цилиндров на пяти опорах, снабженных тонкостенными сталебаббитовыми втулками. На переднем конце вала закреплена звездочка, соединяемая бесшумной цепью со звездочкой коленчатого вала. Осевая фиксация вала осуществляется упорным фланцем. Цепная передача закрыта крышкой.

Стальные цилиндрические толкатели снабжены гидравлическим устройством, обеспечивающим автоматическое устранение зазора и бесшумность работы клапанного механизма. Толкатели установлены в отверстиях приливов блок-картера.

В корпусе толкателя установлен плунжер с упором для штанги. Плунжер постоянно отжимается кверху пружиной. Перемещения плунжера ограничиваются стопорным кольцом. В нижней части плунжера под колпачком установлен пластинчатый клапан с пружиной. В полость плунжера и нижнюю полость толкателя постоянно нагнетается масло через боковые отверстия из магистрального масляного канала системы смазки двигателя.

При закрытом клапане пружина отжимает плунжер кверху. Плунжер, упираясь в штангу, устраняет зазоры в клапанном механизме. При подъеме толкателя давление от штанги на плунжер возрастает, и плунжер начинает смещаться вниз относительно толкателя. При этом давление масла в нижней полости толкателя увеличивается, пластинчатый клапан сразу закрывается, и вся система вследствие несжимаемости масла в полости перемещается вверх как одно целое, обеспечивая тем самым открытие клапана.

При обратном опускании толкателя давление от штанги на плунжер уменьшается, и нижняя полость толкателя опять пополняется маслом через открывшийся пластинчатый клапан, вследствие чего компенсируется возможная утечка масла через зазор между толкателем и плунжером.

Движение от толкателей к клапанам передается с помощью штанг и коромысел. Штанги стальные трубчатого сечения с запрессованными по концам наконечниками. Коромысла установлены на полой оси, закрепленной на каждой головке на стойках. Осевые перемещения коромысел устраняются распорными пружинами. Клапанный механизм на каждой головке закрыт крышкой.

Двигатель крепится к раме на трех упругих опорах. Две опоры расположены на блоке, а третья — на заднем кронштейне картера автоматической коробки передач. На картере гидротрансформатора закреплен стартер.

Система охлаждения двигателя автомобиля ЗИЛ-111 >>

Система смазки двигателя автомобиля ЗИЛ-111 >>

Запись опубликована в рубрике Зил-111. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
3Array