Главная Электрооборудование Система освещения

Система освещения автобуса

 

Электрическое освещение автобуса можно подразделить на наружное и внутреннее.

В наружное освещение и световую сигнализацию автобуса ЛиАЗ-677 входят: две фары, два подфарника, габаритные фонари, указатели поворотов, задние фонари, фонарь освещения номерного знака, выключатель стоп-сигнала, противотуманные фары.

Включение приборов наружного освещения и сигнализации производится при помощи переключателей. В систему наружной световой сигнализации включены контрольные лампы поворотов и стоп-сигнала, а также реле-прерыватель поворотов и реле стоп-сигнала.

К внутреннему освещению автобуса ЛиАЗ-677 относятся: плафон кабины с лампой, две лампы освещения отсека для двигателя, переносная лампа со штепсельными розетками (в инструментальном ящике и в отсеке воздушных баллонов пневматической системы), лампы освещения приборов, 12 потолочных плафонов салона.

Лампы потолочных плафонов представляют собой закрытый светильник рассеянного света. В каждый плафон встроена одна люминесцентная лампа мощностью 20 Вт для основного освещения и две лампы накаливания для дежурного освещения.

Включение и горение люминесцентного освещения обеспечивается только при работающем двигателе выключателями, расположенными на панели приборов. Переключение с основного на дежурное освещение и обратно при пуске и остановке двигателя происходит автоматически.

Система освещения автобусов ПАЗ-672 и ЛАЗ-695Н не имеет принципиального отличия от системы освещения автобуса ЛиАЗ-677.

Для освещения стоящего автобуса в ночное время предусмотрена отдельная электрическая цепь, состоящая из ламп левой фары городского света и ламп меньшей мощности фонарей стоп-сигнала. Ее выключатель расположен на правой стороне рулевой колонки.

Для соединения всех приборов и агрегатов электрооборудования автобуса применяют провода низкого напряжения марки ПГВА (ГОСТ 9751- 61) с полихлорвиниловой изоляцией.

Для удобства монтажа и защиты от механических повреждений провода сплетаются скрепляющей хлопчатобумажной сплеткой в пучки. На автобусах устанавливают несколько пучков: пучок двигателя, пучок задних фонарей и фар, пучки других приборов. При осмотре автобуса следует тщательно проверять состояние изоляции проводов и устранять причины возможных повреждений (перетирание, острые кромки, излишнее провисание, надежность присоединения проводов к зажимам приборов).

Провода даже с незначительным повреждением изоляции необходимо обмотать изоляционной лентой, покрыть влагостойким лаком и просушить, зажимы подтянуть.

При эксплуатации необходимо избегать попадания на провода масла и бензина, так как они разрушают изоляцию. При ремонте электропроводки при обнаружении и устранении неисправностей той или иной цепи электрооборудования необходимо пользоваться общей схемой электрооборудования.

Фары ФГ122, применяемые на автобусах, имеют двухнитевые лампы: нить дальнего света и нить ближнего света. В корпусе фары установлен полуразборный оптический элемент с алюминированным отражателем и рассеивателем. Оптический элемент установлен в ободок. Изменение положения ободка, а вместе с ними оптического элемента осуществляется двумя регулировочными винтами и пружинами.

Лампочка через фланец соединяется с патроном и вставляется в оптический элемент с внутренней стороны. Патрон через контактную крышку соединяется с колодкой, к которой подведены два электропровода, помещенные в трубку.

Оптический элемент прикрепляется к корпусу наружным ободком, который крепится к корпусу при помощи зацепа и винта крепления и уплотняется прокладкой и держателем.

Для улучшения видимости при движении в тумане применяют противотуманные фары типа А55, ФГ132. Конструктивное устройство противотуманных фар аналогично основным фарам, но противотуманные фары имеют экран, закрепленный на отражателе, который загораживает лучи света, направленные вверх. Это способствует тому, что противотуманные фары оказывают меньшее слепящее действие, чем основные.

Туман, как правило, стелется на некотором расстоянии от земли, поэтому противотуманные фары располагаются ниже обычных, чтобы пучок света направлялся между дорогой и туманом.

Габаритные фонари, подфарники, задние фонари по устройству аналогичны фарам, т. е. они имеют корпус и рассеиватель. В отличие от фар они меньше по габаритам и не имеют отражателя.

Габаритные фонари (четыре) с лампами установлены на крыше автобуса по бокам: передние фонари с белыми, а задние с красными стеклами.

Задние указатели поворотов (два) имеют лампы с оранжевым стеклом.

Задние габаритные фонари (два) имеют двухнитевые лампы с красным стеклом. Включаются при торможении автобуса пневматическим включателем стоп-сигнала, установленным на тормозном кране, через вспомогательное реле и контрольную лампочку, расположенную на щитке приборов.

Центральный переключатель света служит для включения фар, подфарников, задних фонарей и ламп освещения приборов. Он состоит из корпуса, крышки из изоляционного материала, колодки с контактной пластиной, пружины, шарикового фиксатора, тяги с рукояткой и реостата.

Центральный переключатель имеет три фиксированных положения:

- ручка нажата до отказа 0 - вся осветительная система выключена;

- ручка вытянута на половину своего хода 1 - включены подфарники или цепь ближнего света фар (в зависимости от положения ножного переключателя света), задние габаритные фонари, верхние габаритные огни, лампы освещения трафаретов и маршрутоуказателей;

- ручка вытянута до отказа II - включены фары, задние габаритные фонари, верхние габаритные фонари, лампы освещения трафаретов и маршрутоуказателей.

В любом из трех положений поворотом ручки переключателя вправо осуществляется питание приборов освещения и обеспечивается регулировка яркости их свечения.

Для переключения фар с дальнего света на ближний во втором рабочем положении центрального переключателя и для переключения света подфарников на ближний свет при первом положении центрального переключателя служит ножной переключатель П39. Он состоит из корпуса, закрытого крышкой с зажимами, храпового колеса, на котором установлена через пружину и штифт контактная пластина на изоляторе.

Храповик своими окнами соединен с выступом штока. Шток вторым концом через пружину соединен с плунжером резиновой кнопки.

Ножной переключатель установлен на наклонном полу кабины. Для переключения света с ближнего на дальний или наоборот необходимо нажать носком ноги на плунжер переключателя, при этом храповик, поворачивая контактную пластину, при каждом нажатии изменяет включение цепи от подводящего зажима к отводящим на зажим дальнего или ближнего света.

Включатели стоп-сигнала на автобусах ЛиАЗ и ЛАЗ с пневматическим приводом, на ПАЗ-672 с гидравлическим. Они служат для включения лампы заднего фонаря при торможении ножным тормозом. Включатель стоп-сигнала с гидравлическим приводом состоит из корпуса, двух зажимов, резиновой диафрагмы и контактной пластины с пружиной. Полость корпуса сообщается с магистралью тормозного привода.

При нажатии на педаль тормозная жидкость давит на диафрагму и перемещает ее. При этом вместе с диафрагмой переместится контактная пластина и замкнет зажимы электрической цепи стоп-сигнала. При отпускании педали диафрагма возвращается в исходное положение под действием пружины, электрическая цепь размыкается, и лампа стоп-сигнала гаснет.

Включатель стоп-сигнала с пневматическим приводом принципиально действует так же, как и с гидравлическим приводом, но диафрагма перемещается под действием давления сжатого воздуха тормозного привода.

На автобусах Икарус в основных фарах установлены по две лампочки накаливания: одна мощностью 4 Вт, а другая двухнитевая мощностью 55 и 50 Вт.

Нить мощностью 55 Вт расположена точно в фокусе оптического отражателя и дает направление светового потока, близкое к горизонтальному (дальний свет). Другая нить мощностью 50 Вт расположена перед фокусом. Посредством отражательного экрана световой поток от нее направляется на верхнюю поверхность отражателя фары, откуда, преломляясь, освещает полотно дороги непосредственно пере автобусом (ближний свет).

Внутреннее освещение автобуса включает плафоны салона, плафона кабины водителя, освещение приборов, отсеков двигателя и аккумуляторных батареи, фонари освещения подножек, а также штепсельные розетки.

В каждом плафоне салона установлены две лампы накаливания по 10 Вт каждая.