Главная Электрооборудование Контрольно-измерительные и другие электрические приборы

Контрольно-измерительные и другие электрические приборы

 

Указатель температуры охлаждающей жидкости. Указатель состоит из датчика с медно-марганцевым полупроводником (термистором) и магнитоэлектрического приемника на щитке приборов.

В приемнике имеются три катушки, соединенные в две параллельные ветви. Резистор, включенный в цепь катушек, служит для поддержания постоянного сопротивления в этой ветви независимо от температуры обмоток. Следовательно, в этой цепи не меняются сила тока и магнитное поле, создаваемое катушками.

В цепи же термистора величина тока и магнитного поля зависит от температуры термистора. При низкой температуре термистор оказывает большое сопротивление, следовательно, магнитное поле катушки J становится слабее. При повышении температуры термистора (от нагрева охлаждающей жидкости) его сопротивление падает, и сила магнитного поля вокруг катушки увеличивается, так как в катушку проходит ток большей силы.

Между двумя ветвями катушек установлен постоянный магнит со стрелкой. Действие магнитоэлектрического приемника основано на взаимодействии постоянного магнита с результирующим магнитным полем катушек. При увеличении температуры охлаждающей жидкости увеличивается сила магнитного поля катушки термистора, и стрелка отклоняется к цифре 100. При включении замка зажигания ток в цепь указателя поступает от аккумуляторной батареи.

Указатель уровня топлива. Указатель уровня топлива состоит из датчика, установленного на топливном баке, и магнитоэлектрического приемника, устройство которого аналогично устройству магнитоэлектрического приемника указателя температуры охлаждающей жидкости, за исключением дополнительного резистора, ограничивающего ток в катушке при выключенном реостате и служащего для предотвращения перегрева обмотки катушки.

Когда топливный бак заполнен топливом, поплавок всплывает и ползун включает в цепь реостат. Постоянный магнит под действием магнитного поля катушек отклоняет стрелку к метке П на шкале указателя уровня топлива. С понижением уровня топлива стрелка отклоняется к метке 0.

Магнитоэлектрический указатель давления масла состоит из приемника, расположенного на щитке приборов, и датчика, установленного в системе смазки. Устройство указателя давления масла аналогично устройству указателя температуры охлаждающей жидкости.

Электрический стеклоочиститель. На автобусах применяют стеклоочиститель с электродвигателем, вал которого соединен червяком, находящимся в зацеплении с червячной шестерней.

Червячная шестерня через кривошип, тяги и рычаги приводит в движение щетки на ветровом стекле.

Включение электродвигателя осуществляется переключателем, который имеет три положения: положение I - выключен, II - малая частота вращения якоря, соответствующая 1800 об/мин; III - большая частота вращения якоря, равная 3300 об/мин. Повышение частоты вращения якоря достигается включением в цепь обмотки возбуждения резистора. В положении II резистор закорочен в положении III ток в обмотку возбуждения идет через резистор, поэтому он понижается, вследствие этого повышается частота вращения якоря.

При выключении, электродвигателя щетки всегда устанавливаются в крайнее положение. Это достигается тем, что после выключения электродвигатель остается включенным через контакты, а когда щетки занимают крайнее положение, выступ кривошипа набегает на штифт, который размыкает цепь. В цепь электродвигателя включен термобиметаллический предохранитель.

Спидометр автобусов имеет электрический привод. На ведомом валу коробки передач насажено червячное колесо, которое связано с червяком. На вал червяка насажена шестерня, находящаяся в зацеплении с шестерней вала привода датчика спидометра. Вал уплотнен во фланце сальником.

От вала привода получает вращение коллектор, который представляет собой преобразователь постоянного тока в переменный. Он состоит из двух токоведущих сегментов, к которым подводится ток от батарей через две щетки. При вращении коллектора этот ток преобразуется в переменный и снимается тремя щетками I, II и III, расположенными под углом 120°. Частота переменного тока зависит от частоты вращения коллектора. Трехфазный переменный ток по кабелю подводится к приемнику через уплотнительную гайку и штепсельный разъем, помещенный в кожухе.

Приемник представляет собой маломощный трехфазный электродвигатель, скомпонованный вместе с указателем. Внутри двигателя установлены три катушки возбуждения, между которыми помете на двух шариковых подшипниках постоянный магнит электродвигателя.

Постоянный магнит заканчивается осью, приводящей во вращение катушку вместе со стрелкой указателя. Система электроспидометра защищена предохранителем.

Электроспидометр работает следующим образом. При вращении ведомого вала коробки передач вращается также коллектор датчика, который преобразует постоянный ток, получаемый от аккумулятор батареи, в переменный ток, частота которого изменяется в зависимости от частоты вращения коллектора датчика.

Переменный ток поступает в обмотки электродвигателя спидометра, соединенные по схеме «звезда». Обмотки создают вращающееся магнитное поле, которое увлекает за собой постоянный магнит, от которого через червячную передачу вращение передается к счетчику, закрытому ободком со встроенным гнездом.

Предохранители. Все цепи потребителей тока автобусов защищены плавкими и термобиметаллическими предохранителями от вредных последствий короткого замыкания.

На автобусах ЛАЗ-695М установлено 16 плавких предохранителей, рассчитанных на силу тока от 5 до 15 А. Биметаллическими предохранителями защищены цепи генератора, зажигания, контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, плафонов салона и сигналов.

На автобусе ЛиАЗ-677 установлено 13 предохранителей на 10 А и три предохранителя на 20 А. Для защиты цепей генератора установлен автомат защиты, рассчитанный на максимальную силу тока 70 А.

На автобусах ПАЗ-672 установлено 10 плавких предохранителей на 10 А и три термобиметаллических, из них два самовосстанавливающиеся и один кнопочного типа (в цепи сигналов).

В цепь фар, подфарников, задних фонарей, электродвигателя, отопителя салона и сигналов включены биметаллические предохранители.

Плавкие предохранители изготавливают из медной луженой проволоки определенного диаметра. При превышении тока больше расчетного проволока расплавляется, прерывает цепь, защищая, потребитель. Предохранители расположены в специальном блоке с внутренней стороны переднего щитка приборов. Биметаллические предохранители света фар и подфарников установлены на центральном переключателе.

Кнопочные биметаллические предохранители расположены на переднем щите кабины, под щитком приборов.

При прохождении через предохранитель тока больше расчетного биметаллическая пластинка нагревается и, изогнувшись, размыкает контакты. В предохранителе кнопочного типа для возвращения пластинки в первоначальное положение необходимо нажать на кнопку. В предохранителе вибрационного типа пластина возвращается в свое исходное положение по мере остывания.

Радиооборудование автобуса. На междугородные и туристские автобусы устанавливают систему радиооборудования.

Городские автобусы оборудованы громкоговорящим устройством АГУ10-3, которое работает от бортовой сети автобуса. В его комплект входят: громкоговоритель типа 1ГД18, микрофон типа МФ76, держатель предохранителя, выключатель питания, лампа индикации включения усилителя, регулятор громкости, переключатель рода работ.

Громкоговоритель АГУ10-3 может работать через приемник и без приемника. При пользовании радиооборудованием следует руководствоваться прилагаемыми инструкциями. Нежелательно чрезмерно увеличивать громкость передачи, так как это приводит к повреждению громкоговорителей. Не реже 1 раза в год необходимо продувать громкоговоритель от пыли. Микрофон следует закрывать чехлом, если его не используют. Попадание воды в приборы радиооборудования недопустимо. Радиооборудование автобусов ремонтируют в специализированных мастерских, но мелкие неисправности, связанные, например, с заменой предохранителей и сгоревших ламп, могут быть устранены на автотранспортных предприятиях.