Система сигнализации

Звуковой сигнал. На автобусах установлены два спаренных электрических тональных сигнала. Для усиления и обеспечения направленности звука сигналы снабжены рупорами разной длины, имеющими форму улитки. Сигналы включаются одновременно кнопкой, расположенной в центре рулевого колеса через реле сигналов, которое предохраняет контакты кнопки от подгорания. При нажатии на кнопку сигнала через нее проходит ток малой силы, а когда контакты реле сигналов сомкнутся, через них проходит ток до 15А.

На штоке якоря установлены мембрана и вибрационный диск. Параллельно контактам включен конденсатор или резистор. При нажатии на кнопку сигнала срабатывает реле сигналов и ток поступает в оба сигнала через обмотку электромагнита и контакты. При этом сердечник намагничивается, притягивает якорек, а мембрана прогибается, и гайка штока размыкает контакты. При размыкании контактов сердечник размагничивается, и мембрана возвращает шток в первоначальное положение, а контакты вновь замыкаются. Замыкание и размыкание контактов продолжается до тех пор, пока водитель не прекратит нажатие на кнопку сигнала.

Реле-сигналов устроено и работает аналогично реле включения стартера. При нажатии на кнопку сигнала ток малой силы идет через зажим К на катушку сердечника. Когда намагниченный сердечник замкнет контакты, ток силой до 20А от аккумуляторной батареи через зажим Б, ярмо, замкнутые контакты, зажим С пойдет параллельно на оба сигнала, минуя кнопку сигнала. Этим предотвращается обгорание контактов кнопки сигналов.

Силу звука и тональность сигнала регулируют гайкой и пластиной.

Указатель поворотов. Световые указатели поворотов мигающего типа состоят из передних и задних сигнальных ламп, электромагнитного прерывателя и переключателя. Переключатель устанавливается на рулевой колонке или на щитке приборов и включается в цепь через зажимы. Прерыватель светового сигнала состоит из электромагнита, контактов и резисторов.

Переключатель имеет три фиксированных положения: нейтральное и два рабочих. При нейтральном положении контакты разомкнуты. При замыкании контактов переключателя, например при повороте автомобиля налево, ток от аккумуляторной батареи идет по цепи: аккумуляторная батарея – сердечник — пластина подвижного контакта — резистор (нихромовая струна) — резистор — обмотка электромагнита — переключатель — сигнальные лампы. При этом накал ламп будет слабый.

Далее ток, проходя, нагревает нихромовую струну резистора, которая удлиняется, пластина контакта притягивается сердечником электромагнита и контакты замыкаются. Ток к сигнальным лампам идет, минуя резисторы, через контакты — лампы начинают гореть полным накалом. За время замкнутого состояния контактов струна остывает, длина ее уменьшается, и контакты вновь размыкаются.

При повороте автомобиля направо прерыватель обеспечивает работу передней и задней ламп автомобиля с правой стороны.

Работа указателя поворотов контролируется сигнальной лампой на щитке приборов, подключенной к зажиму указателя.

Мигание ламп происходит 60 — 80 раз в минуту. Частоту мигания регулируют винтом.

Стоп-сигналом служат лампы заднего фонаря, которые включаются пневматическим или гидравлическим включателем. Одновременно со стоп-сигналом через реле РС505 или РС504 включается контрольная лампа на щитке приборов. При неисправности ламп стоп-сигнала по катушке реле идет ток меньшей силы, при котором реле не включается, а следовательно, не включается и контрольная лампа на щитке приборов, сигнализирующая водителю о неисправности стоп-сигнала.

К внутренней сигнализации относится звуковой сигнал с места кондуктора и световые сигналы щитка приборов. Звуковой сигнал кондуктора представляет собой электромагнитный зуммер РС508. Сигнал расположен под щитком приборов. От места кондуктора он включается выключателями кнопочного типа, которые установлены с правой стороны на внутренней продольной панели крыши кузова автобуса около передней и задней дверей.

На щитке приборов расположены следующие световые сигналы: «Дверь открыта», «Стоп», «Вода», индикатор указателей поворотов, «Дальний свет» и световая сигнализация. Контрольная лампа сигнала «Дверь открыта» включается при замыкании ее на массу дверным выключателем при открывании двери. Лампа сигнала «Вода» включается контактами датчика аварийного перегрева охлаждающей жидкости в радиаторе при температуре ее 112—118° С.

Техническое обслуживание сигнализации >>

Запись опубликована в рубрике Электрооборудование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.