Главная ГАЗ-51А, ГАЗ-63 и ГАЗ-12 Гидромуфта и сцепление ГАЗ-12

Гидромуфта и сцепление автомобиля ГАЗ-12



У автомобиля ГАЗ-12 между сцеплением и двигателем установлена гидромуфта. Стальной штампованный и сваренный из двух половин корпус 8 муфты приварен к ступице 3, которая прикреплена болтами к фланцу 2 коленчатого вала 1 вместо маховика. На корпусе муфты расположен зубчатый венец 6 для пуска двигателя стартером.

28042017В корпусе 8 муфты установлены рабочие колеса 7 и 9, представляющие собой полые штампованные кольца с приваренными радиальными лопатками. Насосное колесо 7 прикреплено к корпусу и имеет 48 лопаток. Турбинное колесо 9, имеющее 44 лопатки, прикреплено к ступице 11 и соединено с ведущим диском 12 сцепления. Передний конец ступицы 11 установлен в шариковом подшипнике 24, а задний конец лежит на игольчатом подшипнике 14 на хвостовике первичного вала 16 коробки передач. Передний конец этого вала установлен в ступице муфты на двух игольчатых подшипниках 20. Вследствие различного количества лопаток в колесах предотвращается возможность возникновения вибраций в колесах из-за резонанса. Между фланцем ступицы и турбинным колесом закреплен отражатель 4, способствующий большему проскальзыванию муфты при малых числах оборотов вала.

Насосное и турбинное колеса установлены одно против другого с зазором между лопатками, равным 4 мм.

Внутренняя полость корпуса заполнена на 85 % объема турбинным маслом (турбинное Л) через заливное отверстие, завернутое пробкой 10. Для устранения вытекания масла между внутренней частью корпуса и ступицей турбинного колеса установлено торцовое уплотняющее устройство, состоящее из уплотнительного кольца 21, спрессованного из порошка на угольной основе, стального кольца и гофрированного цилиндра 20 с поджимной пружиной, прижимающей кольца к плоскости фланца ступицы 11.

При вращении коленчатого вала двигателя вместе с ним вращается и корпус гидромуфты с насосным колесом 7. При этом масло, находящееся между лопатками колеса, увлекается вместе с колесом и под действием возникающей центробежной силы отбрасывается на лопатки турбинного колеса 9 (как показано стрелками), заставляя его вращаться в ту же сторону. Масло, пройдя между лопатками турбинного колеса, снова попадает в насосное колесо. Таким образом, вращение от насосного колеса передается на турбинное не непосредственно, а через масло. В результате число оборотов турбинного колеса получается всегда несколько меньшим, чем число оборотов насосного колеса. Проскальзывание турбинного колеса по отношению к насосному колесу увеличивается при малых числах оборотов коленчатого вала двигателя и уменьшается при больших числах оборотов, доходя до 2—2,5% при 3000 об/мин.

При работе гидромуфта вследствие проскальзывания колес нагревается. Для охлаждения муфты к ее корпусу снаружи приварены вентиляционные лопатки 22, создающие циркуляцию воздуха в картере. Воздух поступает в картер через верхний люк, а выходит через боковой выходной раструб в нижней части картера.

При установке гидромуфты, благодаря значительному проскальзыванию ее колес при больших внешних нагрузках, автомобиль трогается с места очень плавно, и нагрузка на двигатель возрастает постепенно, что позволяет производить трогание автомобиля на хорошей дороге на второй передаче кроме того, автомобиль плавно движется на прямой передаче с весьма малыми скоростями, и возможен разгон на этой же передаче. Поэтому при движении автомобиля в городских условиях число переключений передач может быть уменьшено, что облегчает управление автомобилем и обеспечивает более длительную сохранность сцепления и коробки дередач. Все это повышает плавность движения автомобиля и упрощает управление им, в чем и состоит основное назначение гидромуфты. Кроме того, гидравлическая муфта способствует гашению резких колебаний нагрузок, улучшая условия работы двигателя и механизмов силовой передачи.

За гидромуфтой установлено сухое однодисковое сцепление, необходимое для отключения двигателя при переключении передач.

Ведущий диск 12 сцепления закреплен гайкой на заднем конце ступицы 11 турбинного колеса гидромуфты. К диску прикреплен стальной штампованный кожух 13, в котором установлен нажимной диск 18 с тремя выключающими рычагами 15. Между ведущими дисками расположен ведомый диск 19 с пружинящими накладками, установленный на шлицах первичного вала коробки передач. Диск наглухо прикреплен к ступице. Диски сжимаются под действием шести нажимных пружин 17. Гидромуфта и сцепление расположены в общем картере 5 с нижней отъемной крышкой 23.

Выключающий механизм сцепления состоит из муфты выключения, вилки и промежуточных рычагов и тяг от педали сцепления.

В правильно отрегулированном сцеплении зазор между нажимным подшипником и рычагами должен быть равен 2,5 мм, что соответствует свободному ходу педали 20—30 мм. Величину свободного хода регулируют изменением длины толкающего штока.

При наличии гидромуфты торможение автомобиля двигателем при малых скоростях движения (до 25 км/час) на прямой передаче неэффективно. Тормозить автомобиль на стоянке включением какой-либо передачи нельзя. Автомобиль необходимо затормаживать ручным тормозом.

Если автомобиль с работающим двигателем остановлен, передачу в коробке необходимо выключить, чтобы избежать перегрева гидромуфты.