Карбюратор К-21 автомобиля ГАЗ-12

 

Карбюратор К-21 с падающим потоком, двухкамерный, балансированного типа. Компенсация смеси осуществляется совместным действием главной топливной системы и системы холостого хода и пневматическим торможением топлива.

к21Карбюратор состоит из трех разъемных частей: корпуса 2, верхнего воздушного патрубка 1 с крышкой поплавковой камеры и нижней части 3 с двумя впускными патрубками.

В карбюраторе имеется общая поплавковая камера с двумя поплавками 9, действующими на общий игольчатый клапан 10 через промежуточный рычаг 11. Поплавковая камера и привод игольчатого клапана сделаны так, что устраняется переливание бензина при поворотах или разгоне автомобиля. Каждая из двух смесительных камер питает три цилиндра двигателя. В общем воздушном патрубке 3 помещена воздушная заслонка 1 с автоматическим клапаном 2.

В каждой смесительной камере установлен один диффузор 8, в который топливо поступает через главный жиклер 20, имеющий распылитель 7, закрепленный в поперечном мостике, расположенном над диффузором. В канале над распылителем находятся четыре компенсирующих воздушных отверстия. Отверстия также имеются в нижней части распылителя. С каналами главной топливной системы через жиклер 6 холостого хода сообщается канал холостого хода с двумя выходными отверстиями 22; сечение нижнего отверстия регулируется винтом 23.

В каждой смесительной камере установлен экономайзер с механическим приводом. Экономайзер имеет жиклер 19 и шариковый клапан 17, открываемый с помощью штока 18, имеющего механический привод. С помощью этого экономайзера смесь обогащается, и получается максимальная мощность двигателя при полном открытии дроссельной заслонки. Кроме указанного экономайзера, установлен общий на обе смесительные камеры экономайзер с пневматическим приводом, обеспечивающий обогащение смеси при разгоне автомобиля и при движении автомобиля с высокой постоянной скоростью. Клапан 26 экономайзера управляется гибкой диафрагмой 24, камера которой каналом 25 сообщена с пространством за дроссельными заслонками. Два жиклера 14 экономайзера поставлены последовательно с жиклерами 19 экономайзера с механическим приводом.

В карбюраторе установлен также общий ускорительный насос с плунжером 13 и с механическим приводом от оси дроссельной заслонки, осуществляемым при помощи рычага 16 и тяги 12. Насос оборудован общим впускным 15 и нагнетательным 4 клапанами и двумя распылителями 5 на каждую смесительную камеру. Обе половины карбюратора работают одинаково.

При пуске холодного двигателя воздушную заслонку 1 закрывают, и топливо поступает в смесительную камеру через главный жиклер 20 и распылитель 7. Частично топливо проходит через жиклер 6 холостого хода и по каналу поступает в пространство за дроссельной заслонкой.

к21 shema

При малых числах оборотов холостого хода дроссельная заслонка 21 прикрыта. Вследствие большого разрежения топливо проходит через жиклер б холостого хода из канала главной топливной системы. Качество смеси на холостом ходу регулируется винтом 23. К топливу, подходящему к жиклеру холостого хода, подмешивается воздух, проходящий через распылитель главной топливной системы и отверстия в мостике распылителя.

При средних нагрузках двигателя, по мере увеличения открытия дроссельной заслонки 21, разрежение в диффузоре вокруг распылителя 7 увеличивается. При этом сначала прекращается поступление воздуха через распылитель к жиклеру б холостого хода, разрежение в канале

главного жиклера 20 возрастает, и через систему холостого хода в смесительную камеру начинает поступать большее количество топлива.

При дальнейшем увеличении разрежения в диффузоре топливо начинает поступать в смесительную камеру через распылитель 7, а поступление топлива через систему холостого хода постепенно прекращается. При дальнейшем увеличении разрежения в диффузоре через выходные отверстия 22 системы холостого хода к каналу главного жиклера 20 подходит воздух, снижая в нем разрежение и ограничивая истечение из жиклера топлива.

Воздух также подходит все время через воздушные отверстия в мостике и распылителе 7, вследствие чего уменьшается разрежение в канале главного жиклера и эмульсируется топливо.

Таким образом, в данном карбюраторе компенсация смеси осуществляется совместным действием главной топливной системы и системы холостого хода, и разрежение в канале над главным жиклером 20 зависит не только от разрежения в диффузоре, но и от разрежения за дроссельной заслонкой. При всех режимах работы главная топливная система приготовляет обедненную смесь.

При разгоне автомобиля и движении его с постоянной скоростью даже тогда, когда дроссельная заслонка еще не открыта полностью или двигатель еще не развил максимального числа оборотов, разрежение в камере диафрагмы 24 пневматического экономайзера уменьшается, и клапан 26, не удерживаемый диафрагмой, под действием пружины открывается, пропуская дополнительное количество топлива из поплавковой камеры через жиклер 14 пневматического экономайзера и жиклер 19 экономайзера с механическим приводом к распылителю 7 главного жиклера. Так как жиклер 14 имеет почти в 2,5 раза меньшую пропускную способность, чем жиклер 19, то обогащение смеси недостаточно для получения от двигателя полной мощности, но все же значительно улучшает разгон автомобиля.

При полном открыти и дроссельной заслонки штоком 18 открывается клапан 17 экономайзера, и к распылителю главного жиклера через жиклер 19 экономайзера подходит дополнительное топливо, обогащающее смесь и позволяющее получить от двигателя полную мощность.

При быстром открытии дроссельной заслонки плунжер 13 ускорительного насоса опускается в колодце вниз, и в каждую смесительную камеру через нагнетательный клапан 4 и распылители 5 подается дополнительная порция топлива, в результате чего получается хорошая приемистость двигателя. Впускной клапан 15 под давлением топлива при этом закрывается. Привод ускорительного насоса и клапанов экономайзера механический при помощи тяги 12 и рычага 16 от оси дроссельной заслонки. Наличие пружины на штоке плунжера обеспечивает затяжной впрыск топлива.