Колеса и шины автомобиля

 

Колесо автомобиля состоит из диска и обода. Обод колеса грузовых автомобилей и автобусов плоский, у легковых автомобилей глубокий. У автобуса ПАЗ-672 колесо имеет уширенный обод с коническими полками и разрезное бортовое кольцо, выполняющее функции замочного кольца. Аналогично устроены дисковые колеса со съемными бортовыми кольцами автобусов ЛАЗ-695Н. На некоторых автобусах ЛАЗ-695Н и на всех автобусах ЛиАЗ-677 установлены бездисковые колеса со съемным бортом и замочным кольцом.

Передние колеса одинарные, задние — двойные.

Бездисковые колеса устанавливают на конические посадочные поверхности ступицы передних колес с последующим поджимом специальными прижимами. Прижимы задних колес своим наружным скосом центрируют и прижимают обод наружного колеса. Болты и гайки крепления колес имеют правую резьбу для правой и левой сторон.

Кольцо задних колес крепят к ступице заднего колеса гайками на 12 шпильках. Шпильки правой стороны имеют правую, а шпильки левой ступицы левую резьбу.

Передние тормозные барабаны окончательно обрабатывают вместе со ступицами, поэтому отвертывать гайки, крепящие тормозной барабан к ступице, категорически воспрещается. Монтаж и демонтаж шин с бездисковым ободом выполняют аналогично монтажу колес с дисковым ободом.

На автобусе Икарус — 2б0 устанавливают бездисковые колеса с поперечно-разборным ободом. Обод состоит из одной более длинной детали с двумя проушинами и двух более коротких деталей.

На спаренных колесах между ободами устанавливают дистанционное кольцо, обеспечивающее необходимое расстояние между шинами. Срок службы шин зависит от правильного и внимательного ухода за ними, от поддержания нормального давления в шинах.

На легковых автомобилях обод колеса неразборный. Кроме двух бортов, посередине имеется углубление, используемое для монтажа покрышки на обод.

Автомобильные шины. На обод колеса надевают пневматические шины, которые ввиду упругости заключенного в них сжатого воздуха поглощают небольшие толчки и смягчают удары при наезде колес автомобиля на дорожные препятствия.

Пневматические шины отличаются между собой размерами, конструкцией и внутренним давлением воздуха. Шины могут быть камерными и бескамерными.

Камерная шина состоит из покрышки, камеры и ободной ленты. Основу покрышки составляет каркас, выполненный из нескольких слоев специальной прорезиненной ткани — корда. Нити корда в каркасе могут располагаться по диагонали или радиально по кратчайшему расстоянию между бортами. Покрышки с радиальным расположением нитей корда называются шинами типа Р.

По внутренней окружности покрышки с обеих сторон проходят проволочные кольца, обернутые прорезиненной тканью. Они образуют сердечники бортов, при помощи которых покрышка удерживается на ободе колеса. Снаружи по внешнему диаметру покрышка имеет толстый слой резины, называемый протектором. Для лучшего сцепления с дорогой на протектор наносят специальный рисунок.

Боковые поверхности покрышки защищены более тонким наружным слоем резины. Количество слоев каркаса зависит от нагрузки, допускаемой для данной шины. У шины легковых автомобилей каркас со-стоит из 2—4 слоев корда, грузовых автомобилей из 8—14 слоев. Между протектором и каркасом проложена резинотканевая прослойка — подушечный слой, защищающий каркас от ударов, воспринимаемых протектором.
Камера представляет собой кольцевую герметичную трубу из тонкой резины с встроенным в нее вентилем.

Внутри вентиля размещен золотник с клапаном, прижимаемый пружиной к ниппелю.

При накачивании шины клапан под давлением воздуха отходит от уплотняющей втулки ниппеля и пропускает воздух в камеру. После того, как шина накачана, клапан под действием пружины прижимается к уплотняющей втулке и не позволяет воздуху выйти из камеры. Сверху вентиль закрывается колпачком.

В шинах грузовых автомобилей и автобусов между ободом и покрышкой прокладывают ободную ленту для устранения трения между ними. На каждом автомобиле устанавливают шины определенного размера. Размеры и марка шины проставляются на боковой стенке покрышки и камеры. Шину характеризуют следующие размеры: внутренний диаметр d (диаметр обода), наружный диаметр D, ширина профиля Г, высота профиля Н.
Размеры шин, выпускаемых по действующим стандартам, указываются в миллиметрах, а в скобках для справки даются размеры в дюймах. Шины, выпускаемые по старым стандартам, имеют обозначение размеров в дюймах или смешанную систему обозначений, при которой первая цифра указывается в миллиметрах, а вторая в дюймах.

Для различных условий эксплуатации автомобилей изготавливают шины с различным рисунком протектора.

Для легковых автомобилей выпускают камерные и бескамерные шины.

При отсутствии камеры герметизация шины достигается при помощи нанесенного на ее внутреннюю поверхность специального герметизирующего слоя, предотвращающего утечку воздуха, и кольцевых наружных уплотнителей, обеспечивающих плотную посадку шины на обод колеса. Бескамерные шины должны устанавливаться на ободе с ровной гладкой поверхностью по всей окружности без вмятин и погнутостей ребер и без каких-либо сквозных отверстий.

Бескамерные арочные шины имеют очень широкий профиль, низкое давление воздуха, протектор с мощными грунтозацепами.

Их устанавливают на задние колеса грузовых автомобилей на специальных ободах вместо двойных обычных шин. Арочные шины увеличивают проходимость автомобиля по грунтовым дорогам, увлажненной местности, сухому песку и снежной целине с глубиной покрова до 0,8 м.

На шинах всех автомобилей установлены нормы нагрузки и внутреннего давления. Превышение норм нагрузки недопустимо, так как это ведет к преждевременному разрушению. На шины установлен гарантийный пробег.
Для шин грузовых автомобилей и загородных автобусов он равен 50 тыс. км; для городских автобусов — 60 тыс км; для шин легковых автомобилей — 33 тыс. км.

На транспортных предприятиях установлены эксплуатационные нормы пробега шин.

Так, эксплуатационная норма пробега шин для автобусов ЛиАЗ. Икарус — 90 тыс. км, для автобуса ЛАЗ-695, ПАЗ-672 — 70 тыс км.

Эти нормы могут отклоняться в зависимости от условий эксплуатации. Установленные нормы пробега служат основанием для выплаты премий за перевыполнение норм пробега.

Для увеличения срока службы шины подлежат строгому учету. Учет ежемесячного пробега шин и их ремонта ведется регулярно по каждой покрышке в отдельности, в том числе и запасной. На каждую шину, поступившую на автотранспортное предприятие, заводится карточка учета работы автомобильной шины. Долговечность шин зависит не только от качества, но во многом от правильной эксплуатации и ухода за ними.

На долговечность и надежность шин влияют в основном следующие факторы: давление воздуха в шине, массовая нагрузка на шину, скорость качения колес, тип и состояние дорожного покрытия, климатические условия и техническое состояние автомобиля. Каждой шине соответствует определенное давление воздуха, при котором пробег шины максимален.

При повышении давления в шине значительно увеличивается деформация шины, вызывающая усталостные явления в корде, а также значительное повышение температуры шины, в результате чего резко снижается износостойкость резины, прочность резины и корда, что может повлечь разрыв на ходу. Кроме того, повышенное давление вызывает преждевременный разрыв нитей каркаса и повышенный износ протектора. Недопустима езда на спущенных шинах даже на незначительное расстояние, так как это может полностью разрушить покрышку. Опасно даже незначительное снижение давления. Так, например, уменьшение давления на 25% снижает срок службы шин на 50%. Допускается отклонение давления от нормы не более чем на ±0,2 кгс/см² для автобусов и ±0,1 кгс/см2 для легковых автомобилей.

Перегрузка шин увеличивает их деформацию, приводит к разрыву нитей и расслоению каркаса, к интенсивному износу протектора. Превышение нагрузки на 20% вызывает уменьшение пробега на 30%.

С ростом скорости движения пробег шины сокращается вследствие повышения ее температуры и динамических нагрузок. Так, если при скорости движения 56 км/ч срок службы 100%, то при 88 км/ч он снижается до 53%.

Износу шины способствует ее старение, заключающееся в потере эластичности и в понижении прочности. Резина стареет под воздействием солнечных лучей.

Пробег шин резко сокращается при неграмотном вождении автомобиля (резкие ускорения и торможения, быстрая езда по неровным участкам дороги).

Установка передних колес. Для облегчения управления автобусом предотвращения усиленного износа шин и обеспечения безопасности движения передние колеса автомобиля имеют углы установки. Когда автомобиль стоит на месте, его передние колеса установлены с предварительным развалом, т. е. расстояние между колесами больше вверху, чем внизу. Развал колес измеряют в градусах или миллиметрах (1—5 мм).

Нарушение угла развала колес приводит к одностороннему усиленному износу протектора шины. Если развал больше нормы, изнашивается наружная сторона протектора, и, наоборот, меньше нормы — внутренняя.

Большой развал колес приводит к уводу автомобиля в сторону колеса с меньшим углом развала.

Шкворень поворотной цапфы установлен не строго вертикально, а с некоторым продольным и поперечным наклоном ß. Угол поперечного наклона шкворня обеспечивает стабилизацию колес под действием силы тяжести автобуса и имеет величину до 6°. Этот наклон уменьшает плечо поворота колеса, что облегчает поворот колес на месте и снижает передачу толчков на рулевое колесо от неровностей дороги. Кроме того, этот наклон способствует возвращению рулевого и передних колес в направлении прямолинейного движения после совершения поворота.

Угол вертикального наклона назад α определяется углом между вертикалью и осью шкворня, верхняя часть которого отклонена назад. Этот угол способствует стабилизации колес.

Углы развала колес и наклона шкворня у автобусов с зависимой подвеской не регулируются, они выполнены конструктивно направлением отверстий в балке переднего моста и в проушинах цапфы. Эти углы могут нарушиться при прогибе балки, при износе подшипников шкворня или подшипников ступиц колес.

При движении автобуса под действием силы тяжести и инерционной силы направляющие колеса стремятся разойтись в стороны, что может вызвать их проскальзывание по поверхности дороги и усиленный износ шин.

Поэтому передние колеса устанавливают с предварительным схождением.

Схождение колес — это разность размеров А и Б между крайними передними и задними точками колес на уровне их центров. При этом размер Б впереди должен быть меньше, чем размер А сзади, который регулируют при эксплуатации автобуса изменением длины поперечной рулевой тяги.

Для увеличения пробега шин и их равномерного износа рекомендуется через 6000 км пробега производить перестановку колес по определенной схеме. Для увеличения пробега шины при определенной степени их износа и незначительных дефектах восстанавливают путем наложения протектора.

Пригодными для восстановления наложением протектора по 1-й и 2-й группам ремонта считают шины с оставшейся глубиной канавки по центру беговой дорожки 0,5 мм у шин грузовых автомобилей и 1 мм у шин легковых автомобилей и автобусов.

К 1-й группе ремонта относят шины, повреждений или имеющие незначительные повреждения, при обязательном отсутствии каких-либо внутренних повреждений (разрушений, отслоений нитей корда каркаса).

Техническое обслуживание ходовой части >>

Правила техники безопасности при демонтаже и монтаже шин >>

Запись опубликована в рубрике Ходовая часть. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
5Array