Главная "Москвич-407"

Двигатель автомобилей "Москвич" 407 и 410

 

На автомобиле «Москвич-407» установлен карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый рядный короткоходный верхнеклапанный двигатель.

Moskvich_407Все цилиндры отлиты из чугуна в одном блоке вместе с картером. В верхнюю часть цилиндров запрессованы короткие гильзы из специального антикоррозионного чугуна. В блоке отлита водяная рубашка, располагаемая на полную длину цилиндра, и сбоку расположена камера клапанного механизма, закрытая крышкой. К картеру снизу присоединен стальной штампованный масляный поддон. Плоскость разъема картера совпадает с осью коленчатого вала.

Головка цилиндров, отлитая из алюминиевого сплава, крепится к блоку двигателя болтами. Между головкой и блоком. установлена сталеасбестовая прокладка. В головке расположены обработанные камеры сгорания полуклиновой формы и установлены клапаны.

В головке имеется водяная рубашка, сообщаемая через отверстия с рубашкой блока, отлиты каналы впускных и выпускных клапанов и отверстия для прохода штанг толкателей.

Поршни, изготовленные из алюминиевого сплава, имеют юбку эллиптического сечения с некоторой конусностью по высоте. Поверхность юбки луженая. Нормальный зазор между юбкой поршня и цилиндром составляет 0,04—0,06 мм. На поршне в верхней части установлены три компрессионных кольца и одно маслосъемное. Компрессионные кольца скручивающиеся; на внутренней верхней кромке верхних колец и наружной кромке нижнего кольца сделана прямоугольная выточка. Все кольца с корректированным давлением и изготовлены из специального чугуна. Верхнее компрессионное кольцо имеет покрытие из пористого хрома; рабочая поверхность остальных компрессионных колец луженая.

Маслосъемное кольцо устанавливается в канавку на поршне, имеющую две сквозные прорези. Эти прорези служат для отвода масла и являются теплоизолирующими для юбки. Под кольцом в поршне сделаны отверстия. Зазор в стыке колец делают равным 0,41—0,75 мм. Зазор в канавке поршня по высоте у верхнего кольца 0,046—0,083 мм, у среднего 0,040—0,085 мм и нижнего 0,080—0,135 мм.

Поршневой палец плавающий, изготовлен из малоуглеродистой стали, подвергнут поверхностной закалке т. в. ч. и закреплен в бобышках поршня двумя стопорными кольцами.

Шатун сделан из углеродистой стали и подвергнут закалке и отпуску. В верхнюю головку шатуна запрессована свернутая из листовой бронзы втулка. В головке сверху имеется отверстие для прохода смазки. Нижняя головка разъемная; в ней установлены тонкостенные сталебаббитовые взаимозаменяемые вкладыши. Крышка нижней головки крепится двумя шатунными болтами, гайки которых шплинтуются. На нижней головке шатуна и на крышке сделаны метки и выбиты номера цилиндров. При сборке шатун выпуклой меткой на стержне и крышке должен устанавливаться вперед.

Коленчатый вал кованый, изготовлен из углеродистой стали, трехопорный с противовесами. Усиленные шейки вала подвергнуты поверхностной закалке т. в. ч. Коренные подшипники снабжены тонкостенными сталебаббитовыми вкладышами, которые фиксируются отогнутыми усиками. Средний подшипник упорный. Вал фиксируется торцами крышки подшипника, залитыми баббитом. Осевой зазор шейки вала в установочном подшипнике равен 0,10—0,20 мм. Крышки подшипников прикреплены к картеру двумя болтами каждая.

Из коренных шеек к шатунным просверлены каналы для смазки. В шатунных шейках высверлены камеры грязеуловителей, завернутые пробками. Маховик крепится к фланцу коленчатого вала четырьмя болтами и фиксируется установочным штифтом. На маховике имеются установочные метки, а в картере маховика — люк и указательный штифт.

На переднем конце коленчатого вала закреплены на шпонке шестерня привода распределительного вала, маслоотражатель и шкив привода вентилятора. В торец вала ввернут храповик для пусковой рукоятки.

На задней шейке коленчатого вала сделаны маслоотражательный гребень и маслоотгонная нарезка, а в подшипнике — маслосливной канал. В передней части уплотнение вала обеспечивается сальником, установленным в крышке коробки распределительных шестерен, и войлочным кольцом. Масляный поддон соединен с картером на пробковых уплотняющих прокладках.

Механизм газораспределения имеет клапаны с верхним однорядным наклонным расположением (под углом 7°30'). Впускной клапан с головкой большего диаметра (36,5 мм) изготовлен из хромокремнистой стали; выпускной клапан с головкой меньшего диаметра (31,5 мм) изготовлен из жароупорной и антикоррозионной хромоникелевой стали.

Клапаны установлены в металлокерамических направляющих втулках, запрессованных в головку цилиндров. Вставные гнезда клапанов изготовлены из жароупорного чугуна. Крайние клапаны выпускные, а затем попарно чередуются впускные и выпускные клапаны.

Каждый клапан имеет две пружины — внутреннюю и наружную, что устраняет возможность попадания клапана в цилиндр при поломке одной пружины. Противоположное направление навивки пружин способствует гашению их резонансных колебаний. Пружины опираются на головку цилиндров через шайбу и закреплены на клапане опорной шайбой с разрезными коническими сухариками. В опорной шайбе установлено уплотняющее резиновое кольцо, устраняющее попадание масла в зазор между стержнем клапана и втулкой. На конец стержня клапана надет наконечник, имеющий повышенную износостойкость, что обеспечивает длительную сохранность установленного зазора между клапаном и коромыслом и в случае износа позволяет заменять наконечники.

Клапаны приводятся в действие от распределительного вала с помощью толкателей, штанг и коромысел.

Стальной распределительный вал установлен с правой стороны на трех опорах, выполненных в виде сталебаббитовых втулок, запрессованных в перегородки блока. На средней шейке вала нарезана шестерня для привода масляного насоса и вала распределителя. На валу расположены шестерня привода гибкого вала стеклоочистителя и эксцентрик привода бензинового насоса. Кулачки вала обработаны с небольшой конусностью и работают по сферической опорной поверхности толкателей. Все рабочие поверхности вала подвергнуты поверхностной закалке т. в. ч.

На переднем конце вала на шпонке закреплена стальная ступица с текстолитовой шестерней, которая зацепляется с шестерней коленчатого вала. Осевые перемещения распределительного вала ограничиваются упорным чугунным фланцем. Осевой зазор вала находится в пределах 0,15—0,20 мм. Распределительные шестерни закрыты стальной штампованной крышкой.

Цилиндрические полые толкатели изготовлены из стали; рабочие поверхности их наплавлены специальным чугуном; толкатели установлены в направляющих каналах блока. В стенках толкателя имеются смазочные отвезти я.

Концы стальных трубчатых штанг толкателей имеют сферические наконечники. Нижний конец штанг упирается в дно толкателя, а верхний — в коромысло. Штанги установлены наклонно и проходят через каналы блока и головки.

Стальные коромысла установлены шарнирно бей втулок на двух полых осях, которые закреплены на головке цилиндров с помощью шпилек на двух стойках  каждая. Крайние коромысла фиксируются на осях стопорными шайбами, а между средними коромыслами установлены распорные пружины.

В конец коромысла, располагающийся над стержнем клапана, ввернут регулировочный винт  с контргайкой, которым регулируется зазор между коромыслом и клапаном.

dvig_407Клапанный механизм закрыт стальной штампованной крышкой на прокладке. В крышке имеются два люка, служащие для осмотра и регулировки клапанного механизма. Люки закрыты крышками на прокладках и закреплены с помощью гаек-барашков.

Каналы впускных и выпускных клапанов, отлитые в головке, выведены на обе ее стороны. С левой стороны крепится впускной трубопровод, имеющий водяную рубашку, а с правой — выпускной трубопровод.

Значения фаз газораспределения двигателя и зазоров в клапанах приведены в приложении.

Двигатель крепится к подмоторной раме автомобилей на трех опорах. Передняя опора представляет собой две лапы, расположенные посередине картера двигателя, а задней опорой является кронштейн удлинителя коробки передач. Во всех местах крепления поставлены резиновые подушки.

На автомобиле « Москвич-410» устанавливается двигатель, аналогичный двигателю автомобиля «Москвич-407». Несколько изменены форма поддона картера двигателя и крепление двигателя к подмоторной раме.

Система охлаждения двигателя автомобилей "Москвич 407 и 410" >>

Система смазки двигателя автомобилей "Москвич 407 и 410" >>

Сцепление автомобилей "Москвич 407 и 410" >>