Общее устройство автомобиля

zamiokulcasАвтомобиль можно разделить на три основные части: кузов, двигатель и шасси.

Кузов установлен на шасси и предназначен для размещения шофера, пассажиров или груза. Устройство кузовов зависит от назначения автомобиля. У легковых автомобилей применяются закрытый и открытый кузов с установленными внутри сиденьями. У грузовых автомобилей имеются отдельная кабина для водителя и одного или нескольких пассажиров и платформа с бортами для размещения груза.

Классификация грузовых автомобилей >>

Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение. Основным типом двигателя для автомобилей является поршневой двигатель внутреннего сгорания. В зависимости от применяемого топлива на автомобилях применяются: карбюраторные двигатели, работающие на бензине; дизели, работающие на тяжелом жидком топливе, и газовые, работающие на газовом топливе. Двигатели также различаются по числу цилиндров и их расположению (однорядные и V–образные), по расположению клапанов (нижнее, верхнее) и по развиваемой мощности.

Шасси составляют все части и механизмы автомобиля, служащие для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, для управления автомобилем и для его передвижения.

Шасси автомобиля включает следующие группы механизмов:

  1. силовую передачу, необходимую для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам автомобиля;
  2. ходовую часть, образующую тележку автомобиля, на которой крепятся все его части и механизмы;
  3. механизмы управления автомобилем, необходимые для направления его движения и торможения.

Каждая из перечисленных групп состоит из ряда механизмов, собранных из отдельных деталей.

Силовая передача двухосного автомобиля с приводом на задние колеса включает следующие механизмы: сцепление, с помощью которого разъединяют двигатель и силовую передачу и плавно соединяют их; коробку передач, служащую для изменения тяговых усилий на ведущих колесах, а также для получения заднего хода и для постоянного разъединения двигателя от силовой передачи; карданную передачу, необходимую для передачи усилия от коробки передач к главной передаче при переменных углах наклона вала; главную передачу, назначением которой является повышение тягового усилия на ведущих колесах автомобиля и передача усилий с одного вала на другой под углом 90 градусов; дифференциал с полуосями, позволяющий при поворотах автомобиля ведущим колесам вращаться с различными числами оборотов.

Главная передача и дифференциал с полуосями, заключенные в специальном кожухе, получили общее название ведущего моста.

Силовая передача автомобилей высокой проходимости включает ряд дополнительных механизмов, к которым относятся дополнительные ведущие мосты, раздаточная коробка и дополнительные части карданной передачи.

У ряда современных автомобилей сцепление и коробка передач заменяется гидромеханической автоматической передачей, значительно упрощающей управление автомобилем.

Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, колес и передней и задней осей, соединяемых с рамой подвеской, включающей рессоры или другие упругие элементы. В легковых автомобилях рама иногда конструктивно совмещаются с жестким основанием кузова, который в этом случае называется несущим кузовом.

В двухосных автомобилях с приводом на задние колеса последние являются ведущими ,а передние колеса – управляемыми. В двухосных автомобилях высокой проходимости все колеса являются ведущими, а передние колеса – одновременно и управляемыми.

В трехосных автомобилях высокой проходимости в задней части располагаются два ведущих моста, а в передней – один. Передние колеса одновременно являются ведущими и управляемыми.

Механизмы управления включают рулевое управление, связанное с передними колесами и служащее для изменения направления движения автомобиля, и тормозную систему, которая обеспечивает быструю остановку автомобиля и уменьшение скорости движения.