Главная Радиатор

Радиатор системы охлаждения двигателя автомобиля


Радиатор служит для охлаждения воды, поступающей из водяной рубашки двигателя. Верхний и нижний бачки радиатора являются сборными резервуарами для воды.

Бачки изготовляют из листовой латуни или стали; все швы их пропаивают. В бачках имеются патрубки, соединяемые с патрубками двигателя. У верхнего патрубка внутри бачка установлен козырек, распределяющий входящую через патрубок воду по всему бачку. В верхнем бачке расположена горловина для заливки воды, закрываемая пробкой. Внутрь бачка или в горловину впаяна трубка, выходящая наружу. Нижний конец трубки выведен вниз под радиатор. Эта трубка служит для отвода пара из радиатора в случае закипания воды и называется пароотводной. Бачки соединяются при помощи сердцевины.

Наибольшее применение в радиаторах получили сердцевины трубчато-пластинчатые или трубчато-ленточные. В трубчато-пластинчатом радиаторе сердцевина состоит из нескольких рядов латунных трубок, концы которых впаяны в верхний и нижний бачки. Для лучшего охлаждения воды трубки делают плоскими и располагают в рядах в шахматном порядке. Поперек трубок установлены в большом количестве тонкие латунные пластины, называемые охлаждающими ребрами, которые увеличивают поверхность охлаждения сердцевины и способствуют более интенсивной отдаче тепла от воды воздуху, проходящему через сердцевину.

В трубчато-ленточном радиаторе сердцевина также состоит из нескольких рядов плоских латунных трубок, но располагаемых в глубину в один ряд. Между соседними рядами трубок впаяна гофрированная широкая медная лента. При такой конструкции сердцевины охлаждающая поверхность её при тех же размерах возрастает, вследствие чего такие радиаторы получают все большее распространение.

Имеют также некоторое применение радиаторы с пластинчатой сердцевиной. В пластинчатом радиаторе сердцевина образуется несколькими плоскими широкими гофрированными трубками, расположенными на всю глубину сердцевины радиатора и спаянными между собой. Между трубками впаивают иногда дополнительно охлаждающие пластины.

Для придания радиатору большей прочности с обеих его сторон припаяны жесткие боковины.

Радиатор вставляют в рамку, к которой боковины его прикрепляют винтами. При помощи рамки радиатор закрепляют на раме автомобиля впереди двигателя.

Рамка радиатора соединена с кронштейнами или поперечиной рамы при помощи болтов на резиновых подушках, которые обеспечивают мягкость и эластичность крепления.

Патрубки бачков радиатора соединены с патрубками двигателя гибкими шлангами. Шланги закреплены на патрубках стяжными хомутиками. Вследствие гибкого соединения патрубков двигатель и радиатор без нарушения соединения могут иметь некоторые относительные смещения.

Для регулировки циркуляции воздуха через сердцевину радиатора перед радиатором обычно располагают металлические створки-жалюзи с ручным или автоматическим управлением.

При системе охлаждения открытого типа верхний бачок радиатора сообщается с атмосферой через пароотводную трубку. В случае закипания воды пары из радиатора выходят через пароотводную трубку, и давление в системе не возрастает.

При системе охлаждения закрытого типа горловину радиатора плотно закрывают специальной пробкой с двойным паровоздушным клапаном. Пароотводная трубка впаяна сбоку в горловину над клапанами пробки. Воздушный клапан пробки нагружен слабой пружиной и пропускает внутрь радиатора атмосферный воздух, устраняя возможность возникновения в бачке радиатора разрежения, появляющегося при конденсации паров воды. Паровой клапан нагружен более сильной пружиной и открывается для выпуска пара только тогда, когда давление в радиаторе превышает атмосферное и доходит до 1,28—1,38 кГ/см2. При этом вследствие повышенного давления температура кипения воды в радиаторе повышается примерно до 110° С. Поэтому при тяжелых условиях работы, когда двигатель перегревается, в закрытой системе охлаждения вода закипает реже, вследствие чего значительно уменьшается ее расход. Кроме того, с повышением температуры кипения воды несколько повышается эффективность действия системы охлаждения без увеличения размера радиатора.

Пробка с паровоздушным клапаном унифицирована для большинства отечественных автомобилей.