Реле-регулятор

 

 

На автомобилях наибольшее применение получил малогабаритный реле-регулятор типа РР-24. Для автомобилей разных марок этот регулятор отличается только регулировочными данными.

01Реле-регулятор типа РР-24 состоит из следующих частей: металлического основания 1 с изоляционной пластиной 2, реле обратного тока з (РОТ), ограничителя тока 4 (ОТ), регулятора напряжения 5 (РН), крышки 6, устанавливаемой на корпусе на уплотняющей прокладке 7 и укрепляемой на основании двумя винтами, добавочных сопротивлений 8, 9 и 10, укрепляемых с нижней стороны основания на изоляционной пластине, и трех выводных клемм Б, Я и Ш.

Схема соединения всех приборов реле-регулятора. Один конец тонкой обмотки 1 реле обратного тока РОТ присоединен на массу, а другой конец — к сердечнику и через ярмо вместе с концом толстой обмотки 2 — к подвижному контакту 4 реле. Второй конец толстой обмотки 2 реле соединен с толстой обмоткой 7 ограничителя тока ОТ. Второй конец этой обмотки соединен с клеммой Я.

На сердечнике ограничителя тока, кроме основной обмотки 7, намотана дополнительная обмотка 6 сопротивлением 1 ом. Один конец обмотки соединен с сердечником и ярмом, а другой — с концом основной обмотки 7.

Один конец обмотки 11 регулятора напряжения PH соединен с массой, а второй — с добавочным сопротивлением 13, равным 13 ом.

Неподвижные изолированные контакты регулятора напряжения и ограничителя тока соединены шиной 8, которая через добавочное сопротивление 14, равное 30 ом, и клемму Я соединена с концом основной обмотки 7 ограничителя тока.

Ярмо и сердечники регулятора напряжения и ограничителя тока соединены через два добавочных сопротивления 13 и 12, равные 13 и 80 ом.

Регулятор напряжения имеет магнитный шунт 10.

Клеммы реле-регулятора внутри соединены: клемма Б — с неподвижным изолированным контактом 3 реле обратного тока РОТ, клемма Я — с концом обмотки 7 и ограничителя тока ОТ и клемма Ш — с ярмом регулятора напря-жения PH. К клеммам реле-регулятора снаружи присоединены: к клемме Б — провод от потребителей и батареи 16 через амперметр 17, к клемме Я — провод от клеммы Я генератора 15, к клемме Ш — провод от клеммы Ш генератора.

При нормальных напряжениях и отдаваемом токе генератора контакты реле обратного тока, регулятора напряжения и ограничителя тока замкнуты. Ток к потребителям идет по следующей цепи: плюсовая щетка генератора — масса — батарея и потребители — клемма Б реле-регулятора — замкнутые контакты 3 и 4 и толстая обмотка 2 реле обратного тока — толстая обмотка 7 ограничителя тока — клемма Я реле-регулятора — провод — клемма Я генератора — минусовая щетка.

Ток на возбуждение генератора при этом идет, минуя добавочные сопротивления, по следующей цепи: плюсовая щетка генератора — обмотка возбуждения — клемма Ш генератора — клемма Ш реле-регулятора — ярмо и замкнутые контакты 9 регулятора напряжения — шина 8 — замкнутые контакты 5 и ярмо ограничителя тока — дополнительная обмотка 6 — основная обмотка 7 ограничителя тока — клемма Я реле-регулятора — провод — клемма Я генератора — минусовая щетка.

При повышении напряжения генератора ток, проходящий по намагничивающей обмотке 11 регулятора напряжения, вследствие увеличения числа оборотов якоря генератора усиливается, и контакты 9 регулятора размыкаются. При размыкании контактов регулятора напряжения ток на возбуждение идет через добавочные сопротивления 12 и 13 по следующей цепи: плюсовая щетка генератора — обмотка возбуждения — клемма Ш генератора — провод — клемма Ш реле-регулятора — добавочные сопротивления 12 и 13 — ярмо ограничителя тока — дополнительная обмотка 6 — основная обмотка 7 ограничителя тока — клемма Я реле-регулятора — провод — клемма Я генератора — минусовая щетка.

02

Общее дополнительное сопротивление, включаемое при этом в цепь обмотки возбуждения генератора, равно 93 ом, поэтому напряжение генератора резко падает, намагничивание сердечника регулятора напряжения уменьшается, и его контакты 9 под действием пружины вновь замыкаются, выключая из цепи возбуждения добавочные сопротивления 12 и 13, затем контакты опять размыкаются и т. д. Вследствие непрерывного размыкания и замыкания контактов напряжение генератора поддерживается постоянным, несмотря на изменение числа оборотов его якоря.

Намагничивающая обмотка 11 регулятора напряжения включена последовательно с сопротивлением 13. При размыкании контактов 9 регулятора напряжения ток, проходящий через это сопротивление, увеличивается от действия тока, идущего на возбуждение. Вследствие этого напряжение в намагничивающей обмотке 11 регулятора напряжения в момент размыкания его контактов быстрее понижается, обеспечивая быстрое размагничивание его сердечника и ускоряя колебания якорька. В результате этого некоторые колебания напряжения генератора, вызываемые работой регулятора, становятся незаметными. Действие магнитного шунта 10 аналогично рассмотренному ранее.

При увеличении тока генератора контакты 5 ограничителя тока вследствие намагничивания сердечника основной обмоткой 7 размыкаются, и ток на возбуждение течет через добавочные сопротивления 12, 13 и сопротивление 14 по двум параллельным цепям. Первая цепь: плюсовая щетка генератора — обмотка возбуждения — клемма Ш генератора— провод — клемма Ш реле-регулятора — добавочные сопротивления 12 и 13 — ярмо ограничителя тока — дополнительная обмотка 6 ограничителя — основная обмотка 7 — клемма Я реле-регулятора. Одновременно ток идет и по второй цепи: ярмо и замкнутые контакты 9 регулятора напряжения — шина 8 — добавочное соиротивление 14 — клемма Я реле-регулятора.

Далее, ток идет по одной общей цепи: провод клемма Я и минусовая щетка генератора. При этом общее сопротивление, включаемое в цель обмотки возбуждения генератора, возрастает, поэтому снижаются напряжение и ток генератора и устраняется возможность перегрузки генератора.

Дополнительная обмотка 6, намотанная на сердечник ограничителя тока, включена таким образом, что при замкнутых контактах ограничителя через нее проходит весь ток, идущий на возбуждение генератора. Поскольку направление этого тока совпадает с направлением тока в основной обмотке 7 (обмотки работают согласованно), то дополнительная обмотка усиливает намагничивание сердечника ограничителя тока при замкнутых его контактах. При размыкании контактов ток возбуждения проходит в основном через включенное сопротивление, минуя дополнительную обмотку, и намагничивающее действие обмотки уменьшится. Все это способствует ускорению колебаний якорька ограничителя тока, что при перегрузках генератора приводит к уменьшению колебания его напряжения.

При уменьшении напряжения генератора ниже напряжения батареи вследствие снижения числа оборотов якоря контакты 3 и 4 реле обратного тока под действием обратного тока, идущего по толстой обмотке 2 от батареи, размыкаются, выключая генератор из цепи потребителей.

Рассмотренный реле-регулятор РР-24 является унифицированным, устанавливается на большинстве моделей отечественных автомобилей и отличается только регулировкой. Аналогичные устройство и действие имеет реле-регулятор типа РР-101 автомобиля ГA3-13 «Чайка». Исключение составляют автомобили ЗИЛ-111 и ЯАЗ, где установлены реле-регуляторы других типов. Так, на автомобилях ЯАЗ-219 и ЯАЗ-214 применяют реле-регулятор типа РР-8, имеющий, кроме реле обратного тока и ограничителя тока, два регулятора напряжения.

На автомобиле ЗИЛ-111 применяется реле-регулятор типа РР-27 также с двумя регуляторами напряжения.