Уход за системой смазки двигателя автомобиля

Основными мероприятиями по уходу за системой смазки двигателя, обеспечивающими ее нормальную работу, являются:
1) проверка уровня и доливка масла;
2) смена масла;
3) очистка фильтров;
4) промывка картера и очистка маслопроводов;
5) соблюдение надлежащего режима прогрева двигателя после его пуска;
6) наблюдение за давлением в системе смазки.

 

Проверка уровня и доливка масла
Ежедневно перед выездом из гаража, а также в процессе работы необходимо проверять уровень масла в картере двигателя, обращая внимание на качество масла. Масло в картере должно всегда находиться на уровне верхней метки маслоизмерителыюго стержня (щупа). Уровень масла может понизиться вследствие его утечки через неплотности картера и сальников коленчатого вала или вследствие выгорания при попадании масла в камеры сгорания. При нормальном состоянии двигателя расход масла из-за его выгорания незначителен. При повышенном износе поршней, колец и цилиндров расход масла сильно возрастает. Признаком сильного выгорания масла служит появление голубого дыма из глушителя.
Уровень масла проверяют маслоизмерительным стержнем. Автомобиль при этом должен стоять на горизонтальной ровной площадке. Обтертый чистой тряпкой стержень вставляют в картер двигателя через некоторое время после остановки двигателя, необходимое для стенания масла в поддон со стенок картера; затем стержень вынимают. По смоченной части стержня можно определить уровень масла. В случае понижения уровня в картер надо долить масло до верхней метки маслоизмерителыюго стержня. Для заливки следует применять совершенно чистую посуду, тщательно обтирать маслоналивную горловину, принимая все меры к тому, чтобы вместе с маслом в картер не попала грязь. Заливать масло надо аккуратно через сетку так, чтобы не проливать его.

Смена масла
Полную смену масла при нормальных условиях работы у карбюраторных двигателей, имеющих фильтр тонкой очистки, производят, руководствуясь указаниями заводской инструкции, примерно через 2000—3000 км пробега при условии своевременной замены элемента фильтра тонкой очистки. У дизелей ЯМЗ, имеющих более напряженный режим работы, масло меняют через 1000—1500 км пробега. При тяжелых условиях работы с боль-шой нагрузкой (при работе с прицепом или на плохих дорогах и т. д.) масло следует менять чаще.
Масло из двигателя сливают через нижнее спускное отверстие поддона сразу же после работы, пока масло еще горячее и жидкое, что обеспечивает полный и быстрый его выпуск. После полного выпуска масла пробку сливного отверстия ставят на место и плотно завертывают. Плотность затяжки пробки надо систематически проверять. Одновременно со сменой масла выпускают отстой из наружных фильтров, а в некоторых случаях фильтры промывают и очищают.
После слива отработанного масла из картера в него заливают свежее масло до нормального уровня с учетом емкости наружных фильтров. При смене сильно загрязненного масла или после обкатки автомобиля необходимо промывать картер. Для этого в картер заливают чистое жидкое масло (например, веретенное), и коленчатый вал двигателя быстро проворачивают в течение нескольких минут за пусковую рукоятку; при этом свечи зажигания должны быть вывернуты. После этого масло, применяемое для промывки, надо слить и залить свежее масло до необходимого уровня.
Отработанное масло следует сливать в специальную посуду, так как его сдают для переработки и восстановления.

Чистка и промывка фильтров
При каждой смене масла в двигателе, а при тяжелых условиях работы не реже, чем через 500—1000 км пробега, выпускают отстой из корпусов фильтров грубой и тонкой очистки. Перед сливом отстоя у фильтра грубой очистки с поворачивающимся элементом необходимо несколько раз говернуть рукоятку. Рукоятку также следует ежедневно поворачивать на несколько оборотов.
Фильтр грубой очистки рекомендуется периодически разбирать и тщательно промывать. При промывке пластинчатого элемента необходимо гайку, крепящую пластины на стержне, отпустить. Промывать элемент надо осторожно, чтобы не помять и не погнуть основные и очищающие пластины. Латунные сетки элементов на двигателях ЯМЗ необходимо тщательно промывать и очищать. Также надо периодически промывать фильтры и трубопроводы системы вентиляции картера.
Фильтрующий элемент фильтров тонкой очистки необходимо периодически заменять. Элемент меняют в среднем через 2000—3000 км пробега, а при быстром потемнении масла в картере двигателя — чаще. Если нет запасного фильтрующего элемента типа АСФО, а поставленный элемент сильно загрязнен, можно его временно восстановить. Для этого элемент надо разобрать и осторожно очистить все его пластины от грязи деревянной лопаткой, затем промыть в бензине и снова собрать, следя за правильностью установки пластин. Продолжительность работы восстановленного элемента меньше, чем нового. При смене элемента необходимо промыть корпус фильтра и прочистить калиброванное и перепускное отверстия и снова собрать фильтр. При наличии центробежного масляного очистителя необходимо периодически примерно через 1500—2000 км пробега его разбирать и очищать внутренность ротора от осадков при помощи деревянного скребка и промывать бензином или керосином, а также продувать и прочищать осторожно жиклеры. Разбирать и собирать очиститель надо осторожно, чтобы не нарушить балансировку вращающихся частей. В случае значительных отложений грязи очищать ротор надо чаще.
При очистке масла центробежным очистителем картериое масло обычно имеет более темный цвет, чем при фильтрах типа АСФО, так как от масла не отделяются легкие безвредные частицы сажи. Поэтому потемнение масла не определяет степени его загрязнения и необходимость его замены.
У двигателей ЯМЗ фильтрующий элемент тонкой очистки меняют одновременно со сменой масла через 1000—1500 км пробега.
После спуска отстоя, разборки и промывки или замены фильтров необходимо заполнить их маслом, проворачивая коленчатый вал и доливая масло в картер.

Промывка и прочистка системы смазки
Система смазки промывается и прочищается при каждой разборке двигателя. Наружные маслопроводы можно промыть без разборки двигателя. Маслопровод надо снять, отвернув гайки штуцеров, затем продуть и промыть керосином при помощи шприца.
При снятом поддоне картера необходимо осмотреть и тщательно промыть фильтр маслоприемника насоса, а также все внутренние маслопроводы, доступные для проверки.

Прогрев двигателя после его пуска
В холодную погоду в неработающем двигателе масло очень сильпо загустевает, вследствие чего затрудняется проворачивание коленчатого вала и пуск двигателя; кроме того, загустевшее масло плохо проходит в зазоры трущихся деталей.
Перед пуском холодного двигателя необходимо сначала вручную несколько раз медленно провернуть коленчатый вал, чтобы преодолеть сопротивление загустевшего масла и распределить его по трущимся деталям.
После пуска холодный двигатель необходимо хороню прогреть при работе на умеренных числах оборотов коленчатого вала. При этом смазка деталей в первый момент будет обеспечена небольшим количеством масла, имеющимся на деталях. По мере прогрева двигателя масло разжижается и начинает проходить к деталям в большем количестве.
При стоянках автомобиля в холодное время вне гаража необходимо принять меры, чтобы масло не застывало в картере, прогревая периодически двигатель и утепляя картер. При длительных стоянках па холоде после остановки двигателя горячее масло полезно сливать и хранить в теплом помещении, а затем перед пуском заливать обратно в двигатель в разогретом состоянии. В случае, если слив масла невозможен, перед пуском необходимо обогреть картер двигателя.

Наблюдение за давлением масла
Контроль за работой масляного насоса и за циркуляцией масла в системе смазки производится путем проверки давления масла по манометру или указателю давления.
После пуска двигателя стрелка манометра или указателя сразу должна отклониться от нулевого положения. В прогретом двигателе и при средних его числах оборотов манометр или указатель должен показывать давление в системе около 1,5—2,0 кГ/см2.
Если при работе двигателя манометр или указатель показывает пониженное давление масла, то причиной этого могут быть:
1) чрезмерное разжижение масла;
2) неисправность редукционного клапана;
3) сильное загрязнение маслоприемника насоса;
4) утечка масла через соединения маслопроводов;
5) повышенный износ самого насоса или деталей и подшипников двигателя, легко пропускающих масло через увеличившиеся зазоры.
Эти неисправности должны быть обнаружены и устранены. Падение давления масла в системе смазки особенно неблагоприятно отражается на состоянии двигателей ЯМЗ вследствие ухудшения охлаждения днищ поршней.
Если манометр или указатель совсем не показывают давления, необходимо двигатель немедленно остановить, выяснить и устранить неисправности. Причиной этого могут быть:
1) отсутствие масла или низкий его уровень в картере;
2) неисправность самого манометра или указателя;
3) засорение маслоприемника насоса грязью;
4) закупорка маслопроводов;
5) поломка приводных шестерен насоса.
Для проверки манометра или указателя необходимо отвернуть штуцер, крепящий трубку манометра к блоку (или отвернуть датчик электрического указателя давления), и, быстро проворачивая коленчатый вал, проследить, выходит ли масло из отверстия. Если масло проходит, то, очевидно, неиспра-ьен манометр или указатель. Если масло не подается, необходимо проверить систему смазки при отнятом поддоне картера.