Смена вкладышей шатунных подшипников

Вкладыши шатунных подшипников изнашиваются обычно значительно быстрее (примерно в 1,5—2,0 раза'), чем в коренных подшипниках. Повышенный износ вкладышей, а также внедрение в их баббитовую заливку продуктов износа и частиц пыли и грязи вызывают в дальнейшем неравномерный (эллиптический) износ шеек коленчатого вала, для восстановления которых требуется ремонт вала. При значительном износе подшипников в двигателе возникают стуки, особенно хорошо 'слышные при изменении скоростного и нагрузочного режимов работы двигателя. При обнаружении стуков не следует допускать двигатель к дальнейшей работе, так как это может привести к его аварии.
Для устранения этих последствий рекомендуется своевременно менять вкладыши шатунных подшипников, что обычно делается одновременно со сменой поршневых колец.
При смене необходимо из шатуна вынуть старые вкладыши, протереть чистой тряпкой основание подшипника в шатуне и крышке и поставить в них новые вкладыши. Для нового двигателя устанавливают вкладыши первого увеличенного размера. Для дальнейшей смены вкладышей нужно перешлифовывать шейки коленчатого вала.
Шейку вала надо тщательно протереть и смазать маслом, а затем собрать подшипник на шейке, поставив крышку шатуна в соответствии с метками.
После этого необходимо завернуть гайки шатунных болтов и затянуть их окончательно, строго соблюдая необходимое усилие затяжки, рекомендуемое для данного двигателя (например, для двигателя ГАЗ-51 А усилие затяжки должно быть равно 6,8—7,5 кгм), после чего гайки надо тщательно зашплинтовать новыми шплинтами и собрать двигатель, как было рассмотрено выше.
При данной разборке двигателя полезно осмотреть фаски клапанов и их гнезд и в случае их сильного выгорания притереть клапаны.