Способы смесеобразования в дизельных двигателях

Быстрота и полнота сгорания топлива, вводимого в цилиндр двигателя, а следовательно, его мощность и экономичность зависят от того, насколько тщательно частицы этого топлива перемешаны с воздухом.

В дизеле продолжительность приготовления смеси чрезвычайно мала и ограничивается тем промежутком времени, в течение которого топливо впрыскивается через форсунку в камеру сгорания двигателя. Это время соответствует повороту вала всего на 12—20°. Хорошее смесеобразование в чрезвычайно короткий промежуток времени в дизелях обеспечивается очень тонким распыливанием топлива форсункой, а также созданием в камере сгорания сильных вихревых движений сжимаемого воздуха.

Дизели по способу смесеобразования делятся на две основные группы: с непосредственным впрыском топлива и с вихревой камерой.

В двухтактных двигателях ЯМЗ-М204 и ЯМЗ-М206 применяется непосредственный впрыск топлива через форсунку в камеру сжатия, образованную углублением на поршне. Тонкость распыливания топлива и хорошее качество смесеобразования в этом случае получаются вследствие чрезвычайно малого сечения выходных отверстий форсунки и высокого давления, под которым топливо впрыскивается через эти отверстия в камеру сгорания. Давление впрыска топлива достигает 1400 кГ/см2.

Для того, чтобы устранить возможность попадания частичек топлива непосредственно на днище поршня и добиться лучшего распыливания топлива и перемешивания его с воздухом, находящимся в камере сгорания, днищу поршня придают вогнутую форму.

При вихревом смесеобразовании в головке цилиндра располагаются шарообразная или цилиндрическая камера, сообщающаяся с основной камерой сгорания касательным к окружности камеры каналом. Вследствие такого расположения канала при такте сжатия в камере получается сильное вихревое движение воздуха, что способствует хорошему распыливанию топлива, впрыскиваемого в камеру через форсунку. Так как при этом способе смесеобразования тонкость распыливания топлива обеспечивается не только самой форсункой, но и вихревым движением воздуха в камере, давление впрыска требуется гораздо ниже, чем при непосредственном впрыске.

Вследствие применения высоких степеней сжатия дизели экономичны в работе и расходуют топлива на единицу мощности меньше карбюраторных и газовых двигателей примерно на 25—30%. Кроме того, применяемое для дизелей тяжелое жидкое (дизельное) топливо дешевле, чем бензин. В этом заключается основное преимущество таких двигателей, вследствие чего они получают значительное распространение, особенно на грузовых автомобилях.