Основные неисправности рулевого управления >>
Основные работы и приемы их выполнения при техническом обслуживании рулевого управления.
Ежедневное обслуживание. Проверить люфт рулевого колеса и отсутствие заедания.
Первое техническое обслуживание. Проверить уровень масла в гидроусилителе, долить до метки «Уровень масла» маслом марки Р. Проверить уровень масла в картере рулевого механизма и долить.
Смазать шарниры рулевых тяг и гидроусилителя солидолом через пресс-масленки до выдавливания старой смазки.
Проверить шплинтовку и крепление гаек шаровых пальцев и рычагов поворотных цапф, затяжку клиньев карданной передачи рулевого управления.
Второе техническое обслуживание. Проверить крепление картера рулевого механизма, рулевого колеса и рулевой колонки, цилиндра гидроусилителя.
Смазать шлицевые соединения карданного вала рулевого управления. Через одно ТО-2 сменить масло в картерах рулевых механизмов и в картере редуктора (ТАп-15).
Люфт рулевого управления проверяют по величине свободного вращения рулевого колеса до тех пор, пока это вращение не передается на передние колеса автобуса. Проверку производят люфтомером.
Для проверки необходимо: установить перелив колеса автомобиля прямо, шкалу люфтомера установить при помощи захватов на рулевую колонку под рулевым колесом; рулевое колесо повернуть влево до начала поворота передних колес, а стрелку люфтомера закрепить на ободе рулевого колеса так, чтобы ее конец совместился с нулевым делением на шкале; повернуть рулевое колесо вправо до начала поворота передних колес.
На шкале против указателя стрелки прочитать цифру, определяющую люфт рулевого колеса в градусах. Если люфт больше 15°, проверяют, в каком или в каких соединениях образовался этот люфт. Люфтомер, совмещенный с динамометром, позволяет не только определить люфт, но и определить усилие, необходимое для поворота колеса. У автобусов с гидроусилителем люфт рулевого управления проверяют при работающем гидроусилителе.
Проверка и устранение люфта в шарнирных соединениях рулевых тяг.
Проверку люфта в шарнирных соединениях рулевых тяг выполняют вдвоем. Один из водителей резко поворачивает рулевое колесо на небольшой угол вправо и влево, а второй зрительно ила на ощупь оценивает состояние шарнира по взаимным перемещениям его дета, лей. Если шаровой палец начинает перемещаться, а тяга на какой-то момент отстает от пальца, значит есть люфт в данном соединении. Люфт в шарнирных соединениях продольной тяги устраняется путем подтяжки резьбовых пробок.
Для устранения зазора в шарнирном соединении продольной тяги необходимо: расшплинтовать пробку и завернуть ее Г-образным ключом до отказа. Затем, если прорезь на торце пробки не совпадает с отверстиями для шплинта, отпустить ее до совпадения и зашплинтовать пробку.
Шарнирные соединения поперечной тяги на всех автобусах не регулируются, там установлены саморегулирующиеся шарнирные соединения. При появлении люфта в любом из этих шарниров необходимо заменить шарнирное соединение. Замена отдельных деталей шарнирного соединения нецелесообразна, так как такая замена не устранит люфт.
Смена масла в гидроусилителе рулевого привода автобуса ЛиАЗ-677.
При смене масла в гндроусилителе необходимо:
- поднять передние колеса автобуса и открыть крышку бачка насоса гидроусилителя;
- отсоединить нагнетательный и сливной шланги от корпуса клапана управления и слить через них масло из насоса;
- отсоединить шланги от штуцеров силового цилиндра и слить масло из них и клапана управления;
- слить масло из силового цилиндра, медленно поворачивая рулевое колесо вправо и влево до упора.
Для заливки масла необходимо: присоединить все шланги на свои места; при работающем двигателе на малой частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода через двойную сетку залить масло в бачок, одновременно вращая рулевое колесо от упора до упора. Вращать рулевое колесо до прекращения выхода пузырьков воздуха в бачок: долить масло до метки «Уровень масла» и установить крышку бачка насоса.