Главная ТО источников тока

Техническое обслуживание источников тока

 

Основные неисправности аккумуляторных батерей >>

Основные работы и приемы их выполнения при техническом обслуживании источников тока.

Первое техническое обслуживание. Проверить: крепление генератора и батареи в гнезде, надежность присоединения проводов, уровень электролита, отсутствие подтекания электролита из бака. Обтереть насухо батарею снаружи, прочистить вентиляционные отверстия в крышках или пробках, смазать поверху выводы вазелином.

Второе техническое обслуживание. Проверить плотность электролита, работоспособность и заряженность аккумуляторной батареи, натяжение приводного ремня генератора. Продуть генератор и выпрямитель сжатым воздухом и проверить работу реле-регулятора. В районах с резко континентальным климатом при СО изменить плотность электролита до нормы ( см.табл.3). Через одно ТО-2 проверить состояние щеток колец генератора. Проверить вольтамперметром работу реле-регулятора, при необходимости сдать в ремонт в электромастерскую.

Проверка аккумуляторных батарей. При эксплуатации в аккумуляторных батареях проверяют: уровень и плотность электролита, напряжение аккумуляторов батареи.

Уровень электролита в каждом аккумуляторе батареи должен быть на 10—15 мм выше верхней кромки пластин. Уровень проверяют стеклянной трубочкой Ø3—5 мм. Ее погружают вертикально через отверстие под пробку до упора в предохранительный щиток закрывают верхнее отверстие трубки пальцем и затем вынимают из аккумулятора. По высоте электролита в трубке определяют уровень его в аккумуляторе. При пониженном уровне доливают дистиллированную воду.

Плотность электролита проверяют после заряда аккумуляторных батарей при температуре электролита +15°С ареометром. Для проверки необходимо погрузить кислотомер наконечником в каждый аккумулятор батареи. При помощи груши набрать в кислотомер электролит. Когда ареометр всплывет-то по делению шкалы, совпадающему с уровнем, определить плотность электролита. При необходимости доводят плотность до нормы. Если плотность электролита выше нормы, то добавляют дистиллированную воду. При пониженной плотности добавляют электролит плотностью предварительно отобрав электролит из аккумулятора.

После такой проверки при эксплуатации по плотности электролита можно определить степень заряженности аккумуляторной батареи. При понижении плотности электролита на 0,04 от плотности полностью заряженного аккумулятора разряд составляет 25% емкости, при понижении плотности на 0,08 разряд составляет 50% емкости.

Для определения состояния пластин аккумуляторной батареи, способности ее воспринимать и сохранять заряд при получении аккумуляторной батареи из зарядного цеха необходимо проверить ее нагрузочной вилкой, прижимая к штырям каждого аккумулятора контактными ножками.

При испытании аккумуляторной батареи емкость 40-65 А·ч необходимо затянуть гайку, при этом параллельно вольтметру включается проводник. При проверке батарей емкость 70-100 А·ч отвернуть гайку, а гайку затянуть, при этом включается проводник. При испытании батарей емкостью свыше 100 А·ч затянуть обе гайки. Перед проверкой во избежание взрыва газов в аккумуляторе завернуть пробки батареи.

Если напряжение каждого аккумулятора в батарее не падает ниже 1,7 В в течение 5 с под нагрузкой, значит батарея заряжена на 100% и состояние пластин хорошее. При напряжении 1,6 В аккумулятор разряжен  на 25% и при напряжении 1,5 В - на 50%. Разница в показаниях нагрузочной вилки в разных аккумуляторах батареи, превышающая 0,1 В, свидетельствует о неисправности аккумулятора.

На автобусе при эксплуатации проверять аккумуляторные батареи нагрузочной вилкой не рекомендуется, так как при таком испытании создается большая нагрузка на батареи.

Срок службы батарей в эксплуатации, гарантируемый по ГОСТ 959.0—71, при соблюдении правил эксплуатации установлен: для батареи с одинарными сепараторами — не менее 18 месяцев, с двойными сепараторами — не менее 24 месяцев. Фактический срок службы эксплуатации батарей гораздо больше гарантийного и составляет в среднем от трех до пяти лет.

Проверка генераторной установки переменного тока. Для проверки исправности всей цепи генераторной установки на автобусе необходимо пустить двигатель и установить частоту вращения коленчатого вала двигателя равной 1500 об/мин. При этом величина зарядного тока не должна превышать 65 А при выключенных потребителях.

Проверка исправности выпрямительного блока генераторов Г260. Отказ в работе генератора может произойти из-за отказа выпрямительного блока. Для проверки выпрямительного блока необходимо снять и разобрать генератор, отсоединить обмотки статора. При проверке плюсовых диодов к плюсовой шине блока присоединить провод от минусового зажима аккумуляторной батареи, а второй провод от плюсового зажима батареи через контрольную лампочку поочередно подсоединить к выводам диодов на выпрямительном блоке. В этом случае лампочка должна загораться при каждом включении диода. Затем поменять полярность, т.е провод от плюсового зажима батареи присоединить к плюсовой шине блока выпрямителя, а провод минусового зажима батареи поочередно подсоединять к выводам на выпрямительном блоке. В этом случае лампочка не должна загораться при любом из проверяемых плюсовых диодов.

Аналогичным образом проверяют диоды, имеющие выводы на минусовую шину выпрямительного блока. Если лампочка  горит при включении ее в обоих направлениях, то диоды выпрямительного блока имеют короткое замыкание.

Если лампочка не горит при включении ее в обоих направлениях, диоды имеют обрывы.

Для проверки исправности щеточного узла генератора необходимо разобрать генератор и очистить его детали от пыли и грязи, проверить высоту щеток, работу щеткодержателя, промыть бензином диоды выпрямителя, проверить состояние подшипников генератора. Если щетки имеют высоту менее 9 мм, их необходимо заменить. Новые щетки притереть к поверхности колец стеклянной шкуркой зернистостью 100. После притирки генератор и щетки следует продуть.