Главная ТО кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов

Техническое обслуживание кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов

Основные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов >>

Основные работы и приемы их выполнения при техническом обслуживании механизмов двигателей.

Ежедневное обслуживание. Перед выездом из парка осмотреть и прослушать двигатель на всех режимах работы, проверить натяжение приводных ремней. При возвращении с линии очистить его от грязи скребками или вымыть (для предупреждения пожара категорически запрещается мыть двигатель бензином). "ния пожара категорически запрещается мыть двигатель бензином).

Первое техническое обслуживание. Проверить крепление опор двигателя, герметичность соединений головок цилиндров, поддона картера и сальников коленчатого вала.

Второе техническое обслуживание. Подтянуть гайки креплений головок цилиндров и проверить состояние цилиндропоршневой группы двигател

При выполнении работ при каждом последующем виде обслуживания обязательно выполняется весь перечень предшествующего (предшествующих) вида обслуживания.

Проверка компрессии в цилиндрах карбюраторного двигателя компрессометром. Для этой проверки необходимо прогреть двигатель до 70—80° С, вывернуть все свечи и полностью открыть дроссельную заслонку карбюратора. Установить наконечник 3 компрессометра 5 в отверстие 2 под свечу зажигания и провертывать коленчатый вал стартером в течение 2—3 с. Давление по манометру компрессометра 5 должно быть 7,0—7,2 кгс/см3. После проверки компрессии в одном цилиндре 1 выпустить воздух из компрессометра через клапан 4 и последовательно проверить компрессию во всех остальных цилиндрах. Разница величин давления в цилиндрах двигателя не должна превышать 1  кгс/см2.

Компрессию в цилиндрах двигателя РАБА-МАН проверяют компрессометром со шкалой до 60 кгс/см2 на прогретом до температуры 80°С двигателе в следующем порядке:

 - устанавливают компрессометр поочередно на каждый цилиндр вместо форсунки и закрепляют его при помощи скобы этой форсунки, на штуцер проверяемой секции топливного насоса высокого давления (ТНВД) надевают шланг из топливостойк-ой резины и опускают его в сосуд для отбора топлива;

 - пускают двигатель и на малой частоте вращения в режиме холостого хода коленчатого вала (450—500 об/мин) записывают показания манометра.

При 500 об/мин давление в каждом цилиндре должно быть не менее 27 кгс/см2, а разница давления между цилиндрами не должна превышать 2 кгс/см2.

Проверка затяжки гаек крепления головки цилиндров. Затяжку гаек крепления рекомендуется проверять в период обкатки двигателя через 500 км пробега и при ТО-2. Гайки и болты подтягивают динамометрическим ключом в последовательности, указанной на рис. 170, на прогретом двигателе в два приема. При окончательной затяжке необходимо прикладывать момент: на двигателях ЗИЛ - 10-12 кгс-м, ЗМЗ-672 - 7,3-7,8 кгс м, РАБА-МАН – 18 кгс·м.

Перед проверкой подтяжки гаек головок цилиндров необходимо слить воду из системы охлаждения, ослабить гайки впускного трубопровода. Для улучшения доступа к гайкам крепления головок отвернуть гайки крепления осей коромысел и приподнять стойки вместе с осями и коромыслами, не снимая их полностью со шпилек.

Прослушивание двигателя стетоскопом необходимо начинать сразу после пуска в период прогрева в режиме холостого хода.  В период прогрева может быть повышенная шумность работы двигателя: легкие стуки  поршней, постукивание  клапанов и др. Эти стуки не опасны. При установившемся тепловом режиме они должны исчезнуть.

При появлении необычных шумов и стуков двигателе его прослушивают стетоскопом.

Для прослушивания двигателя берут стетоскоп за деревянную ручку и касаются стержнем места возможного появления стука.

Регулировка клапанов. Зазоры клапанов регулируют на холодных двигателях при полностью закрытых клапанах, т. е при положении поршней в в. м. т. конца такта сжатия.

Для регулировки необходимо:

 - осторожно снять крышки головок цилиндров и установить поршень первого цилиндра в конце такта сжатия по меткам установки зажигания;

 - установить шуп 1 между коромыслом 3 и стержнем 2 клапана толщиной 0,25—0,30 мм для двигателей ЗИЛ-375 и ЗИЛ-130, ослабить контргайку 4 и регулировочным винтом 5 отрегулировать зазор;

 - закрепить контргайку 4, удерживая отверткой регулировочный винт 5, вторично проверить зазор;

 - в порядке работы цилиндров двигателя 1—5—4—2—6—3-7-8 поворачивая каждый раз коленчатый вал на 90°, отрегулировать зазоры в остальных цилиндрах.

Аналогично регулируют тепловой зазор клапанов на двигателях ЗМЗ и РАБА-МАН, отличие состоит в том, что в крайних клапанах двигателя ЗМЗ (т. е. у первого и восьмого цилиндров  впускных,а у четвертого и пятого выпускных клапанов) устанавливают зазор до 0,15-0,20 мм На двигателе РАБА-МАН нормальный тепловой зазор впускных клапанов должен быть 0,2 мм, выпускных - 0,25 мм. Для определения в. м. т. такта сжатия шестого цилиндра следует повернуть коленчатый вал до совмещения меток на маховике и на картере сцепления. Начиная с шестого цилиндра, отрегулировать зазоры в клапанных механизмах в порядке работы цилиндров двигателя 1-5-3-6-2-4.