Аккумуляторные батареи

На автомобилях получили широкое применение свинцово-кислотные аккумуляторные батареи.

Свинцовый аккумулятор состоит из нескольких положительных и отрицательных пластин, опущенных в сосуд с раствором серной кислоты в дистиллированной воде.

Пластины аккумулятора представляют собой свинцово-сурмянистую решетку, в ячейки которой вмазываются окислы свинца. Длительным зарядом пластины формируют. В конце формирования активная масса положительных пластин полностью превращается в перекись свинца (РЬО2) темно-коричневого цвета, а отрицательных пластин — в губчатый свинец (Рb) светло-серого цвета. В процессе зарядки вода распадается на составные элементы. Атомы кислорода (O) притягиваются к положительным пластинам, а атомы водорода (H) вступают в соединение с кислотным остатком (SO4) сернокислого свинца, образуя серную кислоту (НSO2)4. Поэтому при заряде аккумуляторов плотность электролита повышается.

При разряде распадается кислота, на пластинах образуется сернокислый свинец (РbSO4), а в электролите появляются новые молекулы воды — плотность электролита понижается.

Напряжение полностью заряженного свинцового аккумулятора составляет 2, 1 В. Ввиду того, что на автомобилях применяют напряжение 12 и 24 В, аккумуляторы между собой соединяют последовательно, т. е. плюс одного соединяют с минусом другого.

При таком соединении напряжение складывается: 2+2+2+2+ 2 + 2 = 12 В.

В каждый аккумулятор заливают электролит, представляющий собой раствор серной кислоты в дистиллированной воде. Плотность электролита для полностью заряженной батареи устанавливают в соответствии с климатическими условиями эксплуатации.

С понижением температуры электролита емкость батареи уменьшается, так как увеличивается внутреннее сопротивление электролита. На каждый градус снижения температуры, начиная от 30° С, емкость батареи снижается на 1 %.

Аккумуляторные батареи выпускаются заводом, как правило, в сухозаряженном состоянии, без электролита. Для приведения в рабочее состояние батарею необходимо залить электролитом и зарядить. В зависимости от климатического района, в котором работают батареи, в них заливают различные по плотности растворы серной кислоты.

Заполнение батарей электролитом следует производить следующим образом: в батареях с крышками, у которых вентиляционные отверстия для выхода газов расположены в пробках, снять герметизирующую пленку или срезать выступ; вывернуть пробку и залить небольшой струей электролит до уровня 10—15 мм выше предохранительного щитка.

В батареях, имеющих в крышках вентиляционные штуцера для автоматической регулировки уровня электролита: освободить отверстия от герметизирующих деталей (которые потом не применяются); отвернуть пробки и надеть их плотно на вентиляционные штуцера; небольшой струей залить электролит в аккумуляторы до верхнего среза заливочной горловины; снять пробки со штуцеров, чтобы уровень электролита снизился до нужного.

Не ранее чем через 20 мин и не позднее чем через 2 ч после заливки проверить плотность электролита. Если плотность понизится не более чем на 0,03 г/см3, то батарею можно эксплуатировать. Если плотность залитого электролита понизится более чем на 0,03 г/см3, то батарею необходимо зарядить током силой в 10% от емкости батарей.

Для заряда батареи следует присоединить положительный вывод батареи к положительному полюсу источника тока, отрицательный — к отрицательному. При заряде необходимо следить за температурой которая не должна быть выше 45° С. При превышении температуры надо уменьшить силу зарядного тока. Заряд батареи производят до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех банках батареи, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 ч. При температуре электролита 30—35° С проверить плотность и, если она отклоняется от нормы, указанной в таблице, довести ее до нормы. При пониженной плотности добавить электролит плотностью 1,4 г/см3, при повышенной плотности — дистиллированную воду, после чего еще 30 мин заряжать батарею для перемешивания электролита.

Для приготовления электролита применяется стойкая к действию серной кислоты посуда (керамическая, пластмассовая, эбонитовая, свинцовая), в которую заливают сначала воду, а затем при непрерывном перемешивании серную кислоту.

Вливать воду в концентрированную серную кислоту воспрещается во избежание несчастного случая.

Самые популярные модели аккумуляторных батарей смотри здесь.

Техническое обслуживание источников тока >>

Правила техники безопасности при работе с аккумуляторными батареями >>

Запись опубликована в рубрике Электрооборудование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
5Array