Центробежный очиститель масла

За последнее время в автомобильных двигателях для очистки масла получают все большее применение очистители центробежного типа.

В центробежном очистителе (реактивно-масляной центрифуге) не требуется замены частей и обеспечивается очень тщательная очистка масла от механических примесей. Такой очиститель заменяет обычно фильтры грубой и тонкой очистки, устанавливаемые в системе смазки.

Корпус центробежного очистителя системы смазки двигателя закрыт колпаком. Под колпаком на вертикальной полой оси, закрепленной в корпусе, установлен на двух бронзовых втулках вращающийся ротор, состоящий из основания и крышки, закрепленной гайкой. Снизу под ротором на оси поставлен упорный шариковый подшипник, а сверху установлена упорная шайба, ограничивающая вертикальные перемещения ротора. Упорная шайба фиксируется пружиной. Между колпаком и корпусом установлена уплотняющая прокладка. Колпак закреплен на шпильке барашком.

Внутри ротора имеются две вертикальные трубки с сетчатыми фильтрами в верхней части. Под трубками в основании ротора проходят два горизонтальных канала с завернутыми в них жиклерами.

Масло, нагнетаемое в очиститель насосом, по каналу в корпусе и через боковые отверстия в оси попадает внутрь ротора и направляется в нижнюю его часть щитком. Вследствие создаваемого давления масло проходит через фильтры в вертикальные трубки и выбрызгивается через жиклеры в корпус двумя сильными противоположно направленными струями. При этом вследствие возникновения реактивных сил ротор очистителя получает вращательное движение.

При давлении масла, поступающего в очиститель, около 4,0—4,5 кГ/см2 ротор вращается со скоростью 5000—7000 об/мин.

При быстром вращении ротора все механические примеси, имеющиеся в масле, проходящем через ротор, под действием центробежных сил отбрасываются к его стенке, на которой и оседают плотным слоем. Тщательно очищенное масло, разбрызгиваемое через жиклеры, стекает в корпус очистителя и далее по каналу в блоке стекает в картер, откуда направляется для смазки трущихся деталей двигателя. В корпусе установлен редукционный клапан, ограничивающий давление масла, поступающего в очиститель.

Периодически ротор очистителя нужно очищать от скопившихся в нем отложений грязи.

Центробежный очиститель можно включать в систему смазки параллельно или последовательно. В зависимости от этого в конструкции очистителей могут быть некоторые видоизменения.