Главная Уход за системой охлаждения

Уход за системой охлаждения двигателя автомобиля

 

Уход за системой охлаждения автомобиля включает:
1) проверку уровня воды и ее доливку;
2) подтяжку всех соединений и сальников;
3) смазку подшипников вентилятора и насоса;
4) регулировку натяжения ремня вентилятора;
5) проверку работы термостата;
6) удаление накипи.

Проверка уровня воды и ее доливка

Ежедневно, а при тяжелых условиях работы несколько раз в день надо проверять уровень воды в системе охлаждения и в случае необходимости доливать воду. Уровень воды должен всегда доходить до края заливной горловины. Вследствие понижения уровня воды в системе может нарушиться циркуляция воды, что вызовет перегрев двигателя.

При снятии пробки радиатора надо соблюдать предосторожность, чтобы не получить ожога паром. Снимать пробку радиатора на перегретом двигателе не следует. При закрытой системе охлаждения сначала надо повернуть пробку влево до упора в предохранительные выступы патрубка, не нажимая на нее, и, только переждав немного, что необходимо для понижения давления в системе, снимать пробку, нажав на нее и повернув ее влево до отказа.

Воду для заливки в систему охлаждения надо применять мягкую, т. е. дающую малое отложение накипи, и чистую (если воду берут не из водопровода). Менять воду рекомендуется как можно реже.

Подтяжка соединений и сальников

Для того, чтобы избежать подтекания воды, необходимо проверять затяжку головки цилиндров, крепление и соединения водяного насоса и патрубков и плотность затяжки соединительных шлангов. Подтекание воды в шлангах устраняют подтягиванием стяжных хомутиков.

Шланги, имеющие трещины и прорывы, необходимо заменять. На состояние шлангов и плотность их соединений оказывает влияние состояние крепления радиатора к раме, поэтому крепление радиатора надо проверять и подтягивать.

В случае подтекания самоподжимного сальника водяного насоса, что заметно по подтеканию воды через сливное отверстие корпуса насоса необходимо разобрать, осмотреть и сменить детали сальника. Подшипники вентилятора и водяного насоса надо смазывать смазкой согласно указаниям заводской инструкции. Смазку следует подавать в подшипники до тех пока она не появится в контрольном отверстии на корпусе насоса. Конические подшипники ступицы вентилятора в случае необходимости следует регулировать.

Натяжение ремня вентилятора

Нельзя допускать попадания на ремень вентилятора масла или бензина.

Необходимо периодически протирать ремень сухой тряпкой.

Систематически надо проверять крепление вентилятора и натяжени ремня. При ослаблении ремня следует его подтянуть. При подтяжке ремня перемещением генератора необходимо ослабить болты, крепящие генератор, повернуть генератор для получения требуемого натяжения ремня и закрепить его в установленном положении. При нормальном натяжении ремень на участке между шкивом вентилятора и генератора должен иметь при нажатии на ремень рукой прогиб не более 15—20 мм. Более слабое натяжение вызовет буксование ремня и перегрев двигателя; более тугое натяжение приведет к быстрому износу ремня и подшипников вентилятора и генератора. При сильном вытягивании, износе или обрыве ремня необходимо его заменить.

Промывка системы охлаждения

При длительной работе двигателя внутренняя поверхность системы охлаждения покрывается коркой накипи, появляющейся особенно быстро в случае применения жесткой воды. При появлении накипи уменьшается сечение проходов для воды, ухудшается ее циркуляция и вследствие плохой теплопроводности слоя накипи ухудшается отвод тепла от стенок цилиндров. Кроме того, система охлаждения загрязняется. Все это вызывает перегрев двигателя.

У двигателей автомобилей, имеющих алюминиевую головку, для удаления накипи и грязи систему охлаждения следует промывать сильной струей чистой воды в направлении, противоположном направлению нормальной циркуляции.

Проверка термостата

В случае неудовлетворительной работы системы охлаждения следует проверить исправность термостата. Для проверки необходимо снять корпус термостата и, вынув термостат, осмотреть его и опустить в таз с водой. Постепенно подогревая воду, нужно измерять температуру и наблюдать за клапаном термостата. Начало открытия клапана термостата и полное его открытие должны соответствовать определенным температурам.

Так, для двухклапанного термостата унифицированного типа основной клапан должен начать открываться при температуре 68—72° С и полностью открыться при температуре 81—85° С. Неисправный термостат надо заменить.

Особенности ухода в зимнее время >>