Главная Уход за системой питания

 

Уход за системой питания карбюраторных двигателей

 

В число основных операций по уходу за системой питания входят:
1) содержание всех частей и приборов в чистоте;
2) подтяжка всех креплений и соединений для устранения подтекания топлива и подсоса воздуха;
3) регулировка приборов питания.

Очистка частей системы питания
Основным условием, обеспечивающим надежность работы системы питания в условиях эксплуатации, является содержание системы в полной чистоте. Необходимо соблюдать чистоту при заправке топлива, обтирать все приборы и части системы питания снаружи, своевременно промывать топливные фильтры и воздухоочиститель и удалять грязь из отстойников, топливопроводов, карбюратора и бака.

При заправке бака топливом надо следить за тем, чтобы вместе с топливом в бак не попали пыль, грязь и вода. Заправку удобнее всего производить из бензозаправочной колонки. При ручном способе заправки бензин нужно заливать только из чистой посуды через воронку с фильтрующей сеткой. Горловину и пробку бака перед снятием пробки следует обтирать.

Необходимо регулярно очищать топливные фильтры-отстойники. Для разборки фильтра-отстойника топливного насоса надо отпустить стяжной винт, отвести крепящую скобу в сторону и снять стакан и сетчатый фильтр, промыть их, удалить грязь из корпуса и снова собрать отстойник, следя за сохранностью фильтра, прокладок и плотностью соединений. После сборки с помощью рычага ручной подкачки надо заполнить стакан топливом. Крепления стакана нужно подтянуть так, чтобы при подкачке бензина, в стакане не появлялись пузырьки воздуха. Если подтяжка не помогает, необходимо заменить прокладку стакана.

Для разборки отдельного пластинчатого фильтра-отстойника надо отвернуть верхний болт на корпусе, снять стакан и вынуть из него фильтрующий элемент (при этом диски элемента разойдутся); затем промыть стакан и элемент, соблюдая осторожность, чтобы не погнуть и не повредить диски фильтра, и снова собрать фильтр. Фильтр заливной горловины бака и приемного штуцера карбюратора необходимо периодически осматривать и промывать. Следует также периодически выпускать отстой из поплавковой камеры карбюратора, отвернув специальную спускную пробку или наружную пробку главного жиклера или какого-либо топливного канала. Топливопроводы следует периодически продувать воздухом с помощью воздушного насоса и промывать топливом, предварительно отсоединив оба конца топливопровода от штуцеров крепления. Отстой из топливного бака нужно выпускать ежегодно, особенно перед началом зимнего сезона и в случае необходимости промывать бак. Надо также проверять исправность прокладки пробки заливной горловины бака.

При каждой смене масла в картере двигателя, а при пыльных дорожных условиях чаще, следует очищать и промывать воздухоочиститель. Для разборки комбинированного воздухоочистителя надо отвернуть крепящий винт и, разобрав фильтр, тщательно промыть в бензине корпус и фильтрующий элемент. Перед сборкой фильтрующий элемент нужно погрузить в масло и затем, дав полностью стечь маслу, установить в корпус. Корпус воздухоочистителя необходимо заполнить маслом, применяемым для двигателя, до нормального уровня. После этого воздухоочиститель надо собрать, проследив за плотностью всех его соединений и плотностью крепления его к карбюратору.

Чистоту топливной магистрали и фильтров, а также исправность действия топливного насоса можно проверить путем отсоединения топливопровода от карбюратора и подкачивания топлива насосом с помощью рычага ручной подкачки или вращением коленчатого вала пусковой рукояткой. Если при этом топливо из топливопровода будет поступать сильной чистой струей, то все проверяемые до карбюратора части не засорены и исправны.

Подтяжка креплений и соединений
Для предотвращения подтекания топлива необходимо следить за креплением всех соединений топливопроводов, бензинового насоса и карбюратора и своевременно и правильно подтягивать соединения. Чтобы не было подсосов воздуха, присоединение воздухоочистителя к карбюратору, крепление карбюратора к впускному трубопроводу и трубопровода к блоку должны быть плотными. Для устранения прорыва отработавших газов нужно следить за креплением выпускного трубопровода к блоку и к трубе глушителя.

Топливо может подтекать в соединительных штуцерах топливопроводов и через неплотности крепления стакана отстойника топливного насоса или отдельного фильтра. Подтекание топлива вызывает чрезмерный его расход и может служить причиной пожара, поэтому даже незначительные подтекания необходимо устранять.

Места утечки определяют осмотром соединений топливопроводов. В соединительных штуцерах подтекание устраняют подтягиванием штуцеров и накидных гаек, крепящих трубки. Подтягивать следует осторожно, так как при чрезмерно сильной затяжке креплений можно повредить их резьбу. В случае, если подтяжкой креплений не устраняется утечка топлива, следует разобрать соединение и осмотреть его, обратив внимание на достаточность развальцовки конца трубки. При необходимости надо сильнее развальцевать конец трубки или сменить соответствующие детали крепления. Как временную меру для устранения подтекания топлива можно подмотать паклю под трубку в накидной гайке и на резьбу штуцера, а также подмазать снаружи соединения мылом.

Для предупреждения подсоса воздуха в местах соединения карбюратора и трубопроводов нужно проверять подтяжку крепления карбюратора к впускному трубопроводу и самого трубопровода к блоку. Крепления следует подтягивать на прогретом двигателе. В случае, если подсос воздуха таким способом устранить нельзя, следует проверить целость уплотняющих прокладок и в случае необходимости исправить их или заменить.

Подсос воздуха можно определить по звуку, прослушивая места соединений при работающем двигателе.

Регулировка карбюраторов
Высокая эффективность и экономичность работы двигателя в большей степени зависят от состояния карбюратора, правильности его сборки и регулировки.

Основными факторами, определяющими правильную работу карбюратора и обеспечивающими нормальное питание двигателя, являются:
1) пропускная способность топливных и воздушных жиклеров;
2) уровень топлива в поплавковой камере;
3) производительность ускорительного насоса;
4) устойчивая работа двигателя при минимальных числах оборотов холостого хода;
5) настройка ограничителя максимального числа оборотов.

Пропускная способность жиклеров рекомендуется заводской инструкцией. Наивыгоднейшая регулировка карбюраторов для данного типа двигателя обеспечивается подбором жиклеров с соответствующей пропускной способностью. Эту регулировку в процессе эксплуатации необходимо сохранять неизменной и в целях контроля периодически проверять.

Пропускную способность жиклеров проверяют на специальной установке путем проливки жиклеров водой при температуре + 20° С, при постоянном напоре воды, равном 1 м, и измеряют в кубических сантиметрах в минуту. На карбюраторе можно устанавливать только те жиклеры, пропускная способность которых соответствует техническим нормам.

В карбюраторах типа К-22 имеется регулировочная игла, позволяющая изменять сечение, а следовательно, и пропускную способность главного жиклера. Регулируют жиклер этой иглой при изменении сорта топлива или изменении условий работы (работа автомобиля с полной или малой нагрузкой, работа в зимнее и летнее время). Положение регулирующей иглы при правильной регулировке карбюратора для нормальных условий эксплуатации определяют отвертыванием ее для карбюраторов К-22Г на 15/6 оборота и для карбюратора К-22И на 13/4 оборота.

При использовании автомобиля в облегченных условиях работы, например при малых нагрузках, можно применить более экономичную регулировку карбюратора путем некоторого завертывания регулировочной иглы (в пределах 1/6 оборота).

При минимальном открытии иглы двигатель соответствующим образом нагруженного автомобиля должен работать без перебоев, устойчиво и обеспечивать хороший разгон автомобиля.

Уровень топлива в поплавковой камере должен устанавливаться поплавковым механизмом ниже конца распылителей примерно на 1—1,5 мм при неработающем двигателе. Этим устраняется вытекание топлива через распылители, когда двигатель не работает, и достигается легкое его высасывание из распылителей при работе двигателя. Устанавливаемый уровень топлива зависит от веса поплавка, определяющего его подъемную силу, и от установки поплавка и игольчатого клапана.

Правильность регулировки уровня характеризуется величиной расстояния от уровня топлива до верхнего края поплавковой камеры, равного у большинства карбюраторов около 16—20 мм. Уровень топлива проверяют при нормальном напоре топлива, присоединяя к поплавковой камере специальный прибор со стеклянной трубкой, устроенный по принципу сообщающихся сосудов, или пользуясь имеющимся для этой цели на карбюраторе окном или пробкой. Уровень топлива регулируют или подгибанием специального язычка на рычажке поплавка, или изменением толщины прокладки под гнездом игольчатого клапана.

Производительность ускорительного насоса изменяют в зависимости от времени использования автомобиля в течение года (сезонная регулировка). Зимой условия смесеобразования ухудшаются, поэтому необходимо несколько большее, чем летом, обогащение смеси при режимах, когда используется ускорительный насос.

Для регулировки при механическом приводе насоса нужно переставить соединительную тягу в соответствующее отверстие рычага привода, вследствие чего изменяется величина рабочего хода плунжера.

Регулировку минимального числа оборотов холостого хода производят на прогретом двигателе винтом, ограничивающим закрытие дроссельной заслонки, и винтом холостого хода, изменяющим состав смеси или количество подаваемой смеси. Регулировать надо в такой последовательности: прикрыв дроссельную заслонку карбюратора до упора в ограничительный винт, немного отвертывают винт холостого хода; установив постепенным вывертыванием ограничительного винта минимальное число оборотов двигателя, вращением винта холостого хода подбирают такое его положение, при котором двигатель будет работать наиболее устойчиво. Затем, отвернув ограничительный винт и еще несколько понизив число оборотов двигателя, вновь подбирают наивыгоднейшую регулировку винта холостого хода и т. д. до получения устойчивой работы двигателя на самых минимальных числах оборотов холостого хода.

Правильность установленной регулировки холостого хода проверяют быстрым открытием дроссельной заслонки и последующим ее быстрым прикрытием. Переход с малых чисел оборотов на большие и обратно должен происходить без перебоев в работе двигателя.

Если наблюдаются перебои в работе двигателя, необходимо несколько увеличить установленное минимальное число оборотов холостого хода и вновь проверить регулировку.

Настройку ограничителя числа оборотов двигателя в случае, если ограничитель работает неправильно, производят изменением натяжения пружины и числа ее рабочих витков. Для проведения этой настройки требуется квалифицированный персонал и применение специального оборудования. Колпак или крышку правильно отрегулированного ограничителя пломбируют.