Вентилятор служит для обеспечения тяги воздуха через сердцевину радиатора. Основными частями вентилятора являются валик со шкивом и лопастями. Валик установлен на подшипниках в общем корпусе с водяным насосом. На наружном конце валика закрепляется ступица, к которой прикрепляются шкив и вентилятор.
Лопасти вентилятора имеют некоторый изгиб относительно плоскости вращения, чем обеспечивается тяга воздуха. Количество лопастей может бы разное. Наибольшее применение имеют четырехлопастные вентиляторы с крестообразным или Х-образным расположением лопастей. В случае Х-образного расположения, когда угол между лопастями не равен 90 градусов, крылья вентилятора получаются более жесткими, и при вращении вентилятора уменьшаются вибрации лопастей и их шум, что важно для быстроходных двигателей. Шестилопастные вентиляторы применяются для двигателей, предназначенных для тяжелых условий работы.
Ременный привод вентилятора состоит из двух шкивов и соединяющего их одного или двух ремней из прорезиненной ткани. Ведомый шкив закреплен на ступице вентилятора, а ведущий — на конце
коленчатого вала. Для устранения буксования применяют клиновой ремень.
Вентилятор и ременная передача работают нормально только при правильном натяжении ремня. Поэтому в приводе вентилятора для натяжения ремня предусматривается специальное устройство.
При совмещенной конструкции вентилятора с водяным насосом их приводной ремень охватывает также шкив генератора системы электрооборудования.
Натяжение ремня в этом случае производится некоторым перемещением генератора путем поворота его вокруг крепящего болта. В установленном положении генератор закрепляют болтом в направляющей планке.
У дизелей ЯМЗ вентилятор установлен отдельно от водяного насоса в специальном кронштейне перед блоком двигателя. Для натяжения ремня имеется специальное натяжное устройство.
Лопасти вентилятора имеют некоторый изгиб относительно плоскости вращения, чем обеспечивается тяга воздуха. Количество лопастей может бы разное. Наибольшее применение имеют четырехлопастные вентиляторы с крестообразным или Х-образным расположением лопастей. В случае Х-образного расположения, когда угол между лопастями не равен 90 градусов, крылья вентилятора получаются более жесткими, и при вращении вентилятора уменьшаются вибрации лопастей и их шум, что важно для быстроходных двигателей. Шестилопастные вентиляторы применяются для двигателей, предназначенных для тяжелых условий работы.
Ременный привод вентилятора состоит из двух шкивов и соединяющего их одного или двух ремней из прорезиненной ткани. Ведомый шкив закреплен на ступице вентилятора, а ведущий — на конце
коленчатого вала. Для устранения буксования применяют клиновой ремень.
Вентилятор и ременная передача работают нормально только при правильном натяжении ремня. Поэтому в приводе вентилятора для натяжения ремня предусматривается специальное устройство.
При совмещенной конструкции вентилятора с водяным насосом их приводной ремень охватывает также шкив генератора системы электрооборудования.
Натяжение ремня в этом случае производится некоторым перемещением генератора путем поворота его вокруг крепящего болта. В установленном положении генератор закрепляют болтом в направляющей планке.
У дизелей ЯМЗ вентилятор установлен отдельно от водяного насоса в специальном кронштейне перед блоком двигателя. Для натяжения ремня имеется специальное натяжное устройство.