Вентилятор охлаждения автомобиля

Вентилятор служит для обеспечения тяги воздуха через сердцевину радиатора. Основными частями вентилятора являются валик со шкивом и лопастями. Валик установлен на подшипниках в общем корпусе с водяным насосом. На наружном конце валика закрепляется ступица, к которой прикрепляются шкив и вентилятор.
Лопасти вентилятора имеют некоторый изгиб относительно плоскости вращения, чем обеспечивается тяга воздуха. Количество лопастей может бы разное. Наибольшее применение имеют четырехлопастные вентиляторы с крестообразным или Х-образным расположением лопастей. В случае Х-образного расположения, когда угол между лопастями не равен 90 градусов, крылья вентилятора получаются более жесткими, и при вращении вентилятора уменьшаются вибрации лопастей и их шум, что важно для быстроходных двигателей. Шестилопастные вентиляторы применяются для двигателей, предназначенных для тяжелых условий работы.
Ременный привод вентилятора состоит из двух шкивов и соединяющего их одного или двух ремней из прорезиненной ткани. Ведомый шкив закреплен на ступице вентилятора, а ведущий — на конце
коленчатого вала. Для устранения буксования применяют клиновой ремень.
Вентилятор и ременная передача работают нормально только при правильном натяжении ремня. Поэтому в приводе вентилятора для натяжения ремня предусматривается специальное устройство.
При совмещенной конструкции вентилятора с водяным насосом их приводной ремень охватывает также шкив генератора системы электрооборудования.
Натяжение ремня в этом случае производится некоторым перемещением генератора путем поворота его вокруг крепящего болта. В установленном положении генератор закрепляют болтом в направляющей планке.
У дизелей ЯМЗ вентилятор установлен отдельно от водяного насоса в специальном кронштейне перед блоком двигателя. Для натяжения ремня имеется специальное натяжное устройство.