Двигатель автомобиля М-21 «Волга»

На автомобиле М-21 «Волга» установлен карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, короткоходный, верхнеклапанный двигатель.

volgaM21Блок цилиндров отлит вместе с верхней частью картера из алюминиевого сплава. Цилиндры выполнены в виде отдельных «мокрых» вставных гильз, изготовленных из чугуна и установленных в отверстия верхней и средней перегородок блока. В верхнюю часть гильз запрессованы короткие вставки из антикоррозионного чугуна. От осевого перемещения гильзы удерживаются верхним буртом, который входит в выточку блока, немного выступает над плоскостью блока и плотно зажимается через прокладку головкой цилиндров. Для точной центровки гильзы в блоке служат пояски в верхней и нижней ее частях. Уплотнение гильзы в нижней части обеспечивается резиновым кольцом. Между стенками блока и гильзами образована водяная рубашка. С левой стороны в блоке расположена камера, закрытая двумя крышками.

Головка, изготовленная из алюминиевого сплава, крепится к блоку на сталеасбестовой уплотняющей прокладке десятью шпильками. Под гайки шпилек поставлены стальные шайбы. В головке расположены камеры сгорания, установлены клапаны и отлиты водяная рубашка и каналы впускных и выпускных клапанов. К головке с правой стороны присоединяется впускной и выпускной трубопроводы. С левой стороны в гнезда головки завернуты свечи зажигания.

Поршни, изготовленные из алюминиевого сплава, имеют плоское днище и юбку эллиптического сечения. Поверхность юбки луженая. Нерабочие поверхности юбки вырезаны, что обеспечивает проход противовесов коленчатого вала при нижнем положении поршня и снижает вес поршня. Юбка имеет с обеих сторон несквозной Т-образный разрез и выемки в плоскости поршневого пальца. Поршни устанавливают в цилиндры по меткам. Зазор между поршнем и цилиндром равен 0,012—0,024 мм.

На каждом поршне установлены два компрессионных кольца и одно маслосъемное кольцо. Компрессионные кольца с корректированным давлением и скручивающиеся (с верхней внутренней стороны они имеют фаску). Верхнее компрессионное кольцо хромированное, остальные кольца луженые. Маслосъемное кольцо имеет прорези для отвода масла.

Поршневой палец плавающего типа закреплен в поршне двумя стопорными кольцами. Палец смещен на 1,5 мм в правую сторону от оси цилиндра, что уменьшает стук поршня при переходе его через в. м. т.

Стальной шатун имеет стержень двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована тонкостенная свернутая из листовой бронзы втулка. В нижней головке установлены тонкостенные взаимозаменяемые сталебаббитовые вкладыши. Вкладыши залиты баббитом марки СОС-6-6. Крышка крепится к шатуну двумя болтами.

Пятиопорный коленчатый вал с противовесами отлит из магниевого чугуна.

Шатунные и коренные шейки отлиты полыми, что снижает вес вала. Полости шатунных шеек закрыты пробками на резьбе и служат грязеуловительными камерами. Из коренных шеек к шатунным масло подводится по трубкам, заделанным в валу.

Вал установлен в перегородках картера на пяти подшипниках с тонкостенными сталебаббитовыми вкладышами. Крышки коренных подшипников отлиты из алюминиевого сплава (дуралюмина), крепятся к блоку двумя шпильками каждая. Осевая фиксация вала осуществляется передним подшипником, по обеим сторонам которого установлены сталебаббитовые упорные кольца.

К фланцу коленчатого вала четырьмя шлифованными болтами прикреплен маховик. На задней шейке вала имеется маслоотражательный гребень, входящий в выточку подшипника, и установлен сальник.

На переднем конце вала закреплены на шпонках упорный диск, шестерня, маслоотражатель и шкив привода вентилятора. В торец вала завернут храповик пусковой рукоятки. Вал уплотнен в крышке распределительных шестерен самоподжимным резиновым сальником; снаружи поставлено войлочное уплотнение.

Двигатель снизу закрыт поддоном.

Механизм газораспределения верхнеклапанный. Клапаны установлены в головке в один ряд, вертикально. Впускной клапан с головкой тюльпанообразной формы (диаметр головки 44 мм) изготовлен из хромистой стали. Выпускной клапан (диаметр головки 36 мм) сделан из жароупорной стали.

Клапаны установлены в направляющих металлокерамических втулках. Втулки запрессованы в головку блока и закреплены стопорными кольцами. Вставные гнезда клапанов изготовлены из специального чугуна.

Клапанная пружина с постоянным шагом навивки закреплена на клапане опорной шайбой с помощью промежуточной втулки и разрезных конических сухариков. Такая конструкция крепления пружины позволяет клапану при работе под воздействием коромысла проворачиваться, что уменьшает износ клапана. Под шайбой на стержне впускного клапана надет резиновый защитный колпачок, устраняющий подсасывание масла в цилиндр через зазор между стержнем клапана и втулкой.

Под пружиной установлена упорная шайба, препятствующая смещению направляющей вверх.

Стальные коромысла установлены на бронзовых втулках на стальной полой оси, закрепленной на головке цилиндров в четырех стойках. Крайние коромысла фиксируются упорными шайбами. Между внутренними коромыслами установлены распорные пружины. Коромысла через регулировочные винты, снабженные контргайками, опираются на верхние концы штанг. Штанги изготовлены из дуралюминовых трубок и имеют по концам напрессованные Стальные сферические наконечники. Клапанный механизм на головке цилиндров закрыт стальной штампованной крышкой с прокладкой. На крышке расположен маслозаливной патрубок.

Цилиндрические полые толкатели наготовлены из стали с торцовой рабочей поверхностью, наплавленной отбеленным чугуном. Толкатели установлены в каналах прилива блока и выходят в камеру, закрытую снаружи двумя крышками. Стальной распределительный вал установлен в перегородках блок-картера на пяти опорах со сталебаббитовыми тонкостенными втулками. На валу, кроме кулачков, имеются шестерня привода масляного насоса и распределителя и эксцентрик привода бензонасоса. Кулачки имеют конусную поверхность. Рабочие поверхности распределительного вала закалены. Осевая фиксация вала осуществляется упорным фланцем. На переднем конце вала закреплена на чугунной ступице текстолитовая шестерня, зацепляющаяся с шестерней коленчатого вала.

Распределительные шестерни закрыты крышкой, отлитой из алюминиевого сплава.

Подвеска двигателя к подмоторной раме осуществлена на трех опорах с резиновыми подушками. Две опоры расположены в передней части блока и одна на задней крышке картера коробки передач.

Система охлаждения двигателя автомобиля М-21 «Волга» >>

Система смазки двигателя автомобиля М-21 «Волга» >>

Запись опубликована в рубрике "Волга" М-21. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
3Array