Воздухоочистители для автомобиля

 

Воздухоочиститель служит для тщательной очистки от пыли воздуха, поступающего в карбюратор. Пыль в виде очень мелких и твердых минеральных частиц при попадании вместе с воздухом в цилиндры двигателя приводит к быстрому износу его деталей. Поэтому при установке воздухоочистителя и поддержании его в хорошем состоянии значительно снижается износ деталей двигателя.

Преимущественное применение получили инерционно-масляные фильтрующие (комбинированные) воздухоочистители. В таких воздухоочистителях воздух очищается путем инерционного отбрасывания пыли в масляную ванну и фильтрации через фильтрующий элемент.

Воздухоочистители легковых автомобилей, кроме устройств для очистки воздуха, обычно имеют специальные дополнительные камеры для глушения шума при такте впуска. Шум получается вследствие колебания потока воздуха, поступающего во впускной трубопровод при работе двигателя.

gaz-51aУ грузовых автомобилей Горьковского автомобильного завода и автомобилей Ульяновского автомобильного завода комбинированный воздухоочиститель (рис. «Воздухоочиститель автомобиля ГАЗ-51А») состоит из следующих основных частей: металлического корпуса 6 с центральным патрубком, опорной тарелки 7 (маслоуспокоителя), крышки 3 с направляющим цилиндром 5 и фильтрующего элемента 4.

Фильтрующий элемент из свернутой рулоном металлической сетки установлен внутри корпуса на опорной тарелке 7 и сверху закрыт крышкой. Корпус установлен на переходный патрубок 10 и вместе с фильтрующим элементом 4 и крышкой 3 укреплен на шпильке патрубка гайкой-барашком 2. Фланец переходного патрубка 10 присоединяется к карбюратору. В нижнюю часть корпуса до уровня тарелки наливают масло. Нижняя камера 8 на воздухоочистителе используется для улавливания смолистых отложений, имеющихся в газах, отсасываемых из картера двигателя по трубке 9 системы вентиляции картера. Сверху присоединена трубка 1, подающая в картер двигателя чистый воздух из воздухоочистителя.

При работе двигателя воздух, просасываемый через воздухоочиститель, входит под его крышку, направляется вниз и, резко меняя направление, ударяется о масло. При этом из воздуха выпадают более тяжелые частицы пыли, прилипающие к маслу. Далее воздух, захватывая частицы масла, просасывается через фильтрующий элемент, смоченный маслом, окончательно очищается от пыли и частиц масла и по центральному патрубку поступает в карбюратор. Избыточное масло вместе с задержанной пылью стекает с фильтрующего элемента в масляную ванну.

voz zil 164На грузовых автомобилях Московского автомобильного завода им. Лихачева и Уральского автомобильного завода им. Сталина применяют комбинированный воздухоочиститель типа ВМ-14, состоящий из корпуса 4 (рис. «Воздухоочиститель автомобиля ЗИЛ-164») с центральным патрубком и неразборного фильтрующего элемента 3, соединенного с крышкой 2. Под элементом закреплены направляющее кольцо 5 и перегородка 6, разделяющая масляную ванну корпуса на две полости А и Б.

Корпус с крышкой и фильтром устанавливают на прокладке на переходный патрубок 7 и закрепляют гайкой-барашком 1. Фланец патрубка 7 крепят к карбюратору. Внутренняя полость Б ванны через отверстия В сообщается с фильтрующим элементом. К корпусу воздухоочистителя присоединена трубка 8 для системы вентиляции картера.

Уровень масла в ванне корпуса 4 этого воздухоочистителя при различных режимах работы двигателя автоматически изменяется из-за разности давления в полостях А и Б.

При малом количестве проходящего воздуха уровень масла в обеих полостях примерно одинаков. Масло захватывается проходящим воздухом с направляющего кольца 5 и смачивает нижнюю часть фильтрующего элемента. При большом количестве проходящего воздуха уровень масла в полости А понижается под напором воздуха, а в полости Б повышается вследствие повышенного разрежения в ней, передаваемого через отверстия В. При этом кольцо 5 освобождается от масла в большей степени, и масло захватывается воздухом и уносится в фильтрующий элемент в необходимом количестве. Это обеспечивает равномерное смачивание маслом нижней части фильтрующего элемента 3 при всех режимах работы двигателя. Воздух через фильтрующий элемент проходит в вертикальном направлении, поэтому для фильтрации воздуха используется все сечение элемента.

voz moskvich 407У автомобиля «Москвич-407» комбинированный воздухоочиститель имеет цилиндрический корпус 10 (рис. "Воздухоочиститель автомобиля «Москвич-407») с центральным патрубком 1. В нижней части к корпусу с помощью защелок 9 на прокладке присоединен поддон 8, снабженный перегородками: маслоуспокоительной 6 и маслоразделительной 7. В поддон до уровня верхней перегородки наливают масло. В средней части корпуса закреплен фильтрующий элемент 5, представляющий собой сетку, сплетенную из капронового волокна и свернутую рулоном.

Выше фильтрующего элемента на корпусе установлен отводящий патрубок 3, соединяемый гибким шлангом с воздушным патрубком карбюратора. В верхней части корпуса расположена камера 2, с помощью которой происходит гашение шума при впуске. К патрубку 4 присоединена трубка системы вентиляции картера двигателя.

При работе двигателя воздух, поступающий по центральному патрубку 1 воздухоочистителя, проходит вниз и, резко изменяя направление движения, ударяется о масло, налитое в поддон 8; при этом крупные частицы пыли выпадают в масло. Захватывая масло из поддона, воздух проходит через фильтрующий элемент 5, тщательно очищается и через боковой патрубок 3 поступает в карбюратор. Масло, захватываемое воздухом, улавливает из него пыль и, не доходя до верхнего края фильтрующего элемента, перемещается к боковой его поверхности, где разрежение гораздо слабее, чем в центральной зоне. Затем масло стекает вниз, вынося все загрязнения в ванну поддона. Хорошей самоочистке фильтрующего элемента способствует малая прилипаемость масла и пыли к капроновому волокну.

У легковых автомобилей М-21 «Волга», ГАЗ-12, ГАЗ-13 «Чайка», ЗИЛ-110 и ЗИЛ-111 также применяются комбинированные воздухоочистители, имеющие дополнительно значительные по размерам камеры для глушения шума.

voz zil 111У автомобиля ЗИЛ-111 комбинированный воздухоочиститель инерционно-масляного типа с помощью гайки-барашка 1 крепится на шпильке к карбюратору. В корпусе 5 (рис. «Воздухоочиститель автомобиля ЗИЛ-111») масляной ванны расположены маслоотражательный диск 7 и фильтрующий элемент 4, присоединенный к крышке 2 корпуса.

Воздухоочиститель снабжен двумя камерами для глушения шума при впуске (малой 3 и большой 6), которые через отверстия сообщаются с центральным патрубком 8.