Двигатель автомобилей ЗИЛ-164 и ЗИЛ-157

На автомобиле ЗИЛ-164 установлен карбюраторный, четырехтактный, шестицилиндровый, рядный двигатель.

Все цилиндры отлиты в одном блоке вместе с картером. Плоскость разъема картера расположена ниже оси коленчатого вала. Вокруг цилиндров в блоке отлита водяная рубашка. С левой стороны блока водяная рубашка имеет люк, закрытый крышкой, прикрепленной на прокладке болтами. С правой стороны в блоке отлиты каналы для клапанов и расположена клапанная коробка, закрытая двумя крышками.

Головка цилиндров, изготовленная из алюминиевого сплава, крепится к блоку болтами и семью шпильками. Шпильки сделаны длинными и служат для присоединения кронштейнов, используемых при транспортировке двигателя. На передних шпильках крепится компрессор. В головке расположены камеры сгорания и отлита водяная рубашка.

Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. Юбка поршня цилиндрическая, с поперечным и продольным косыми разрезами. Зазор между юбкой поршня и цилиндром должен быть равен 0,08—0,10 мм.

На головке поршня установлены четыре кольца с корректированным давлением. Верхние три кольца — компрессионные, нижнее — маслосъемное. На первом кольце сверху с внутренней стороны есть прямоугольная выточка, которой кольцо должно устанавливаться вверх. Два других компрессионных кольца имеют выточку на наружной кромке. Этой выточкой кольца должны устанавливаться вниз. Наличие выточек на кольцах обеспечивает их некоторое скручивание при установке в цилиндр, что улучшает приработку колец. На наружной поверхности маслосъемного кольца имеется выточка со сквозными прорезями. Верхнее компрессионное кольцо — хромированное. Зазор в стыке у компрессионных колец: для хромированных 0,25—0,6 мм; для нехромированных 0,25—0,45 мм и для маслосъемного 0,15—0,30 мм.

Зазор по высоте у компрессионных колец 0,035—0,072 мм, у маслосъемного 0,035—0,080 мм.

Палец плавающего типа, изготовленный из хромистой стали, крепится в бобышках поршня двумя стопорными кольцами.

Шатун сделан из углеродистой стали. В верхнюю головку запрессованы две бронзовые втулки. В нижней головке установлены стальные тонкостенные вкладыши с баббитовой заливкой. В верхней части нижней головки имеется боковое отверстие для разбрызгивания масла. Крышка к шатуну крепится двумя болтами, гайки которых шплинтуют. На стержне шатуна и на крышке с одной стороны сделаны выступы, которые%$@~*!G4;:%#` при сборке должны быть обращены в одну сторону и по стрелке, выбитой на днище поршня и направленной к передней части двигателя.

Коленчатый вал — без противовесов, изготовлен из углеродистой стали; шейки вала подвергнуты поверхностной закалке т. в. ч.

От коренных шеек к шатунным в валу высверлены смазочные каналы. Шатунные шейки для облегчения вала сделаны полыми. Вал установлен в двигателе на семи подшипниках, имеющих стальные тонкостенные вкладыши с баббитовой заливкой. На вкладышах сделаны канавки для смазки и отверстия. Средняя и задняя шейки вала более длинные, и крышки этих подшипников крепятся четырьмя болтами. Остальные крышки прикреплены двумя болтами каждая. На крышках промежуточных подшипников выбит порядковый номер. Этой стороной крышки должны быть расположены к распределительному валу. Отверстия под болты крепления крышек расположены несимметрично, что исключает неправильную установку крышек.

В шатунных и коренных подшипниках при сборке устанавливается с каждой стороны по одной прокладке толщиной 0,05 мм. Эти прокладки следует удалять примерно через 15 ООО км пробега, чтобы устранить ослабление посадки вкладышей.

В крышке заднего коренного подшипника имеется маслосливной канал.

Передний коренной подшипник коленчатого вала является установочным, и с обеих его сторон расположены упорные стальные шайбы с баббитовой заливкой. Осевой зазор вала в этом подшипнике должен быть в пределах 0,05—0,23 мм.

zil-164К фланцу заднего конца коленчатого вала шестью болтами прикреплен маховик.

На переднем конце вала закреплены на шпонке стальная распределительная шестерня, маслоотражатель и шкив привода вентилятора. В торец вала ввернут храповик для пусковой рукоятки. На задней шейке вала имеются маслоотражательный гребень и маслосгонные спиральные канавки, а в подшипнике установлен сальник. Передний конец вала уплотнен самоподжимным резиновым сальником, установленным в крышке распределительных шестерен. Снизу к картеру двигателя присоединен на прокладках стальной штампованный поддон.

Клапаны расположены наклонно. Впускной клапан изготовлен из хромистой стали. Выпускной клапан сварной, тарелка его сделана из сильхромовой стали, а стержень из хромистой стали. Диаметр головки впускного клапана больше, чем диаметр выпускного. Чугунные направляющие втулки клапанов запрессованы в блок. Пружина на клапане крепится опорной шайбой с разрезными коническими сухариками. Толкатели — грибовидной формы, стальные с регулировочными болтами. Толкатели установлены в двух съемных направляющих секциях.

Распределительный вал изготовлен из углеродистой стали, установлен на четырех стальных втулках с баббитовой заливкой, запрессованных в перегородках картера. В средней части на валу расположена шестерня привода масляного насоса и распределителя. В задней части имеется эксцентрик для привода бензинового насоса. Кулачки вала конусные и работают по сферической опорной поверхности тарелок толкателей.

На переднем конце вала на шпонке гайкой закреплена чугунная шестерня, зацепляющаяся с шестерней коленчатого вала. Осевая фиксация вала осуществляется упорным фланцем.

Осевой зазор вала равен 0,08—0,21 мм.

Распределительные шестерни закрыты чугунной крышкой. В крышку завернут на резьбе палец, служащий для установки зажигании, а на распределительной шестерне сделано углубление под палец.

Двигатель подвешен к раме на трех опорах; спереди цилиндрический прилив крышки распределительных шестерен входит свободно в кронштейн, который укреплен на поперечине рамы на круглых резиновых подушках; сзади лапы картера маховика соединяются с кронштейнами рамы также на резиновых подушках.

Осевые смещения двигателя устраняются продольной тягой, задний конец которой соединен с кронштейном, закрепленным на крышке распределительных шестерен, а передний соединен на двух резиновых подушках с кронштейном поперечины рамы.

На автомобиле ЗИЛ — 157 установлен двигатель такой же конструкции, как и на автомобиле ЗИЛ-164.

Запись опубликована в рубрике Зил-164, Зил-157. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
3Array