Контрольные приборы с электрическим питанием

Указатель давления масла

 

2103201701

Указатель состоит из датчика, соединенного с масляной магистралью двигателя, и указателя, расположенного на щитке приборов и показывающего давление масла в килограммах на квадратный сантиметр (кГ/см2).

Корпус 11 датчика прикреплен на блоке двигателя, и полость его соединена с масляной магистралью. В корпусе закреплена гибкая диафрагма 10, с которой соприкасается кронштейн 15 с контактом 13, не изолированным от массы. В корпусе также закреплена упругая П-образная изолированная от массы биметаллическая пластина с контактом 12, прижатым к контакту 13 кронштейна. На рабочем плече упругой пластины намотана обмотка 14, соединенная одним концом с контактом 12, а другим — через контакт 7 с изолированной клеммой 8 крышки 9 корпуса.

В корпусе 16 указателя закреплена упругая П-образная биметаллическая пластина 2 с двумя плечами, соединенная со стрелкой 5, расположенной перед шкалой 6. На рабочем плече пластины намотана обмотка 3. Концы обмотки присоединены к двум изолированным клеммам 4 ж 19. Клемма 19 проводом соединена через добавочное сопротивление 1 с клеммой 8 датчика, а клемма 4 — через выключатель зажигания с источником тока.

Влияние колебаний температуры внешней среды на показания приборов устраняется деформациями компенсационного плеча П-образных биметаллических пластин. Секторы 17 и 18 кронштейнов указателя, расположенных против отверстий в корпусе, служат для настройки приборов после их сборки.

При включении зажигания цепь указателя замыкается, и через него протекает ток по цепи плюсовая клемма батареи 21 — масса — неподвижный 13 и подвижный 12 контакты датчика — обмотка 14 и клемма I датчика — сопротивление 1 — провод — клемма 19 указателя — обмотка 3 упругой пластины 2 — вторая клемма I — выключатель зажигания 20 — минусовая клемма батареи 21.

Под действием тока обмотка 3 указателя нагревается, и биметаллическая пластина 2, изгибаясь, перемещает стрелку 5 указателя. Чем сильнее ток, идущий по обмотке, тем больше нагревается пластина 2 и тем большее отклонение имеет стрелка 5.

2103201702Ток в цепи указателя зависит от силы сжатия контактов 12 и 13 датчика, которая, в свою очередь, зависит от давления масла. При малом давлении масла диафрагма 10 не выгнута, и контакты 12 и 13 имеют небольшую силу сжатия. Под действием тока, протекающего по обмотке 14, биметаллическая пластина датчика, нагреваясь, изгибается и размыкает цепь, затем охлаждается и опять замыкает цепь и т. д. При небольшой силе сжатия контактов 12 и 13 они размыкаются очень часто. Вследствие этого период, когда контакты разомкнуты, более длителен, чем когда они замкнуты, в результате чего снижается ток, поступающий в обмотку 3 биметаллической пластины 2 указателя, и выпрямленная пластина удерживает стрелку 5 в начале шкалы, показывая малое давление масла. При увеличении давления масла диафрагма 10 выгибается и перемещает кронштейн 15 с контактом 13, сжимая контакты 12 и 13 и изгибая упругую биметаллическую пластину. При этом размыкание контактов 12  и 13 происходит реже, и период, когда контакты замкнуты, увеличивается. В результате ток, поступающий в обмотку 3 биметаллической пластины 2 указателя, возрастает. Под действием тока пластина 2 указателя, нагреваясь, изгибается и перемещает стрелку 5 на соответствующее деление шкалы.