Краткие данные о развитии отечественного автомобилестроения

Развитие отечественного автомобилестроения можно проследить по отдельным его этапам, характеризующимся все возрастающим количественным ростом выпуска автомобилей и переходом на все более высокие ступени в отношении совершенства их конструкции.

До революции в России не было своей автомобильной промышленности. Автомобильная промышленность в СССР начала создаваться в первой половине 20-х годов, и период с 1924 по 1930 гг. является первым этапом развертывания отечественного автомобилестроения.

В 1924 г. Московскими автомобильными мастерскими, переоборудованными в автомобильный завод, был выпущен первый советский грузовой автомобиль АМО-Ф15 грузоподъемностью 1,5 т. С 1924 г. по 1931 г. Московским заводом было построено более 6000 таких автомобилей.

В 1925 г. Ярославский автомобильный завод, созданный на базе автомобильных мастерских, начал выпуск в небольших количествах грузовых автомобилей Я-3 грузоподъемностью 3 т, а затем, в 1928 г., автомобилей Я-4 грузоподъемностью 3,5 т.

Переломными в области развития автомобилестроения в СССР явились 1930—1932 гг. С этого времени автомобилестроение вступило во второй этап и начало развиваться исключительно быстрыми темпами.

В 1929 г. было принято решение об организации массового производства автомобилей в СССР. При составлении плана первой пятилетки было запроектировано строительство двух автомобильных заводов: в Горьком— производительностью 100 000 автомобилей в год и в Москве — производительностью 25 000 грузовых автомобилей в год. Несмотря на исключительно короткие сроки, уста�P/P/ I(�/p/@p/�статочного опыта в этом деле, эта огромная и ответственная задача была успешно разрешена.

В 1931 г. был перестроен завод АМО, который перешел к выпуску грузовых автомобилей АМО-3, а в 1933 г. после дооборудования завода был начат выпуск грузовых автомобилей ЗИС-5. В 1936 г. завод начал выпускать легковые автомобили ЗИС-101.

В январе 1932 г. был пущен автомобильный завод в Горьком (ГАЗ). Основными моделями, которые завод выпускал длительное время, были грузовые автомобили ГАЗ-А А и легковые автомобили ГАЗ-А. С 1936 г. завод перешел к выпуску более совершенного легкового автомобиля ГАЗ-М-1.

Грузовой автомобиль был впоследствии модернизирован и стал выпускаться под маркой ГАЗ-ММ. В 1943 г. был освоен выпуск легкового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-6/Б.

Кроме этих двух крупных заводов, был значительно расширен завод в Ярославле (ЯАЗ), приступивший к выпуску грузовых автомобилей ЯГ большой грузоподъемности.

В 1940 г. новый Московский завод малолитражных автомобилей освоил выпуск легковых автомобилей КИМ-10.

В 1943 г. новый автозавод на Урале начал выпускать грузовые автомобили УралЗИС-5.

Автомобильная промышленность во второй период своего развития, с 1930 по 1946 г., обеспечила выпуск значительного количества автомобилей. Уже в 1937 г* годовой выпуск автомобилей достиг 200 ООО.

После окончания Отечественной войны автомобильная промышленность вступила в новый — третий этап своего развития.

В 1946—1948 гг. автомобильная промышленность, не прекращая выпуска автомобилей, перешла к выпуску новых, более совершенных автомобилей, наиболее полно отвечающих растущим требованиям народного хозяйства.

В 1946 г. автомобильный завод в Горьком приступил к выпуску грузовых автомобилей ГАЗ-51 и легковых автомобилей М-20 «Победа», а в 1948 г. — грузовых автомобилей ГАЗ-бЗ высокой проходимости. В 1950 г. завод приступил к выпуску комфортабельного легкового автомобиля ГАЗ-12 и в 1952 г. — легковых автомобилей ГАЗ-69 высокой проходимости.

В 1948 г. Московский автозавод перешел к выпуску грузовых автомобилей ЗИС-150 и легковых автомобилей ЗИС-110, а затем освоил производство автобусов ЗИС-154 и ЗИС-155 и автомобилей ЗИС-151 высокой проходимости. В 1955 г. этим заводом был выпущен междугородный автобус ЗИС-127. В 1956 г... Московскому автозаводу было присвоено имя И. А. Лихачева, и завод начал выпускать автомобили под маркой «ЗИЛ».

В 1946—1947 гг. Ярославский автозавод перешел к выпуску дизельных автомобилей ЯАЗ-200 большой грузоподъемности (впоследствии МАЗ-200). В 1951 г. завод освоил производство трехосных автомобилей Я АЗ-210, а несколько позже начал выпуск различных его модификаций, в том числе автомобилей-самосвалов ЯАЗ-210Е и автомобилей-тягачей ЯАЗ-210Д и ЯАЗ-210Г.

В 1946 г. Московский завод малолитражных автомобилей приступил к выпуску легкового автомобиля «Москвич-401».

Выпуск автомобилей был начат также и рядом новых автозаводов, построенных за послевоенные годы.

Так, Минский автозавод в 1947 г. начал выпускать грузовые автомобили МАЗ-200 и автомобили-самосвалы МАЗ-205, а в 1951 г. — автомобили- самосвалы МАЗ-525 особо большой грузоподъемности. Кутаисский автозавод в 1952 г. освоил выпуск автомобилей-самосвалов КАЗ-585Б.

Автомобильный завод, построенный в Ульяновске, приступил в 1956 г. к выпуску автомобилей УАЗ-69 (ГАЗ-69).

Одновременно с выпуском основной продукции на автозаводах велись работы по совершенствованию конструкции выпускаемых автомобилей.

1957—1958 гг. явились началом нового этапа развития отечественного автомобилестроения, характеризующегося дальнейшим качественным ростом и положившего начало полной замене ранее выпускавшихся моделей новыми, более совершенными моделями автомобилей.

На Московском заводе малолитражных автомобилей в 1956 г. был начат выпуск автомобиля «Москвич-402», а несколько позже — созданных на его базе автомобиля «Москвич-423» с кузовом универсал и «Москвич-430» с кузовом фургон, а также легкового автомобиля высокой проходимости «Москвич-410» и такого же автомобиля с кузовом универсал «Москвич-411». В 1958 г. завод усовершенствовал конструкцию легкового автомобиля «Москвич-402» и стал выпускать его под маркой «Москвич-407». Соответственно были модернизированы и все его модификации.

На Горьковском автозаводе была проведена модернизация грузового автомобиля, который с *957 г. начал выпускаться под маркой ГАЗ-51 А. Также был модернизирован и автомобиль ГАЗ-бЗ. В 1957 г. завод приступил к выпуску пятиместного автомобиля. М-21 «Волга» взамен снятого с производства автомобиля М-20 «Победа». В начале 1959 г. завод начал выпускать новый семиместный автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» вместо автомобиля ГАЗ-12.

На Московском заводе им. И. А. Лихачева в результате значительной модернизации автомобилей ЗИЛ-150 и ЗИЛ-151 были созданы автомобили ЗИЛ-164 и ЗИЛ-157, к выпуску которых завод постепенно перешел к концу 1958 г. В середине 1959 г. завод приступил к выпуску семиместного автомобиля высшего класса ЗИЛ-111 взамен автомобиля ЗИЛ-110. На базе модернизации автобуса ЗИЛ-155 завод с 1957 г. выпускал автобус ЗИЛ-158.

На Ульяновском автомобильном заводе, наряду с выпуском легкового автомобиля УАЗ-69, в 1958 г. начато производство грузовых автомобилей высокой проходимости УАЗ-450 с кузовом фургон и У АЗ-450Д с бортовым кузовом грузоподъемностью 0,8 т.

На Минском заводе, наряду с выпуском грузового автомобиля МАЗ-200, в 1957 г. начато производство нового двухосного автомобиля-лесовоза высокой проходимости МАЗ-501 и нового грузового двухосного автомобиля высокой проходимости МАЗ-502. Модернизирована конструкция автомобиля-самосвала МАЗ-525 и начато производство новой модели автомобиля-самосвала МАЗ-530 грузоподъемностью 40 т.

На Ярославском автомобильном заводе в результате модернизации автомобиля ЯАЗ-210 и его модификаций с 1958 г. начат выпуск трехосного автомобиля Я АЗ-219 грузоподъемностью 12 т, унифицированного с ним автомобиля высокой проходимости Я АЗ-214 и на базе автомобиля Я АЗ-219 — автомобиля-самосвала ЯАЗ-222 грузоподъемностью Юти автомобиля-тягача Я АЗ-221.

На Уральском автозаводе в результате усовершенствования автомобиля Урал ЗИС-5 в 1956 г. было приступлено к выпуску автомобиля УралЗИС-355, а в 1958 г. — к модернизированной его модели Урал-355М.

На Кутаисском автозаводе им. С. Орджоникидзе было освоено производство автомобиля-самосвала КАЗ-600 и КАЗ-602Б с боковым опрокидыванием платформы.

Павловский автобусный завод выпускал модернизированные городские автобусы ПАЗ-652 на базе агрегатов шасси автомобиля ГАЗ-51 А.

Львовский автобусный завод с 1960 г. выпускал городские автобусы ЛАЗ-695Б с использованием ряда агрегатов грузовых автомобилей ЗИЛ.

Рижский автобусный завод РАФ в 1958 г. построил опытный образец автобуса РАФ-10 «Латвия» малой вместимости (10 человек), созданный с использованием агрегатов автомобиля М-21 «Волга». В конце 1958 г. построен опытный образец микроавтобуса РАФ-8 «Спридитис» вместимостью 8 человек, созданный на базе агрегатов автомобиля «Москвич-407».

В 1959 г. вступил в строй новый завод в г. Ликино Московской области. На этот завод было передано производство автобусов с Московского автозавода им. И. А. Лихачева. Завод выпускает автобусы ЛИАЗ-158.

Производство автобусов было также организовано на новом автобусном заводе в г. Кургане.

В 1958—1960 гг. на основе специализации автозаводов, проводимой в соответствии с семилетним планом развития народного хозяйства СССР, несколько изменилась номенклатура автомобилей, выпускаемых старыми действующими заводами, и организовано производство автомобилей и двигателей на новых заводах.

Так, производство автомобилей-самосвалов большой грузоподъемности с Минского завода было передано на вновь организованный Белорусский автомобильный завод в г. Жодино под Минском. Автомобили этого завода получили марку БелАЗ-525 и БелАЗ-540.

Производство трехосных дизельных грузовых автомобилей с Ярославского завода было передано на вновь построенный автозавод в Кременчуге. Автомобили этого завода начали выпускаться под маркой КрАЗ-219, КрАЗ-222 и др.

Ярославский моторный завод полностью перешел на производство автомобильных дизелей для грузовых автомобилей. Заводом выпускались двигатели ЯМЗ-М204 и ЯМЗ-М206 и были подготовлены к производству четырехтактные У-образные шести- и восьмицилиндровые дизели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-2Э8.

В начале 1960 г. вступил в строй новый автозавод в Запорожье, созданный на базе завода «Коммунар». Завод приступил к выпуску четырехместных микроавтомобилей ЗАЗ-965 «Запорожец» с двигателем мощностью 23 л. с.

В начале 1960 г. новый моторный завод в г. Заволжье начал выпускать двигатели для автомобилей ГАЗ.

В 1960—1962 гг. ряд автозаводов перешли к производству модернизированных и новых моделей автомобилей с более высокими эксплуатационными качествами.

Московский автозавод им. И. А. Лихачева в 1960 г. приступил к выпуску переходных моделей грузовых автомобилей (ЗИЛ-164А и ЗИЛ-157К) и их модификаций с использованием на них ряда агрегатов и узлов новых автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, подготовляемых к производству. В конце 1961 г. завод начал выпускать новые грузовые автомобили ЗИЛ-130 грузоподъемностью 4,0 т с У-образным восьмицилиндровым двигателем мощностью 150 л. с. На базе этого автомобиля предусмотрен выпуск ряда его модификаций. Подготовлен к производству новый трехосный автомобиль высокой проходимости ЗИЛ-131.

Московский завод малолитражных автомобилей в 1962 г. приступил к выпуску модернизированной модели автомобиля «Москвич-407» (автомобиль «Москвич-403») и подготовляет к производству новую модель легкового автомобиля «Москвич-408».

Горьковский автозавод в 1961 г. начал производство модернизированного автомобиля «Волга» модели М-21 А. В 1962 г. завод вместо ранее выпускаемого грузового автомобиля ГАЗ-51 А перешел к выпуску автомобиля ГАЗ-бЗФ, в котором использованы узлы и агрегаты нового автомобиля ГАЗ-53, подготовляемого к производству. Автомобиль ГАЗ-5Э оборудуется новым У-образным восьмицилиндровым двигателем мощностью 120 л. с. На базе этого автомобиля намечается производство различных специализированных его модификаций.

Запорожский автозавод подготовил к производству новый микроавтомобиль ЗАЗ-966 с двигателем мощностью 27 л. с. На базе этого автомобиля будут выпускаться различные его модификации.

Ульяновский автозавод в 1961 г. начал выпуск автомобилей УАЗ-451 грузоподъемностью 0,8 т с одной задней ведущей осью и цельнометаллическим кузовом-фургоном, автомобилей УАЗ-451 Д с грузовой бортовой платформой и автобусов УАЗ-451 Б. На этих автомобилях установлен двигатель М-21, что улучшило их динамические качества. Подготовляется к производству новый легковой автомобиль высокой проходимости УАЗ-460, который будет выпускаться вместо автомобиля УАЗ-69.

Минский автозавод в 1962 г. начал выпускать переходные модели автомобилей (автомобиль-самосвал МАЗ-200П и седельный тягач МАЗ-200М). Подготовляется к производству новый автомобиль МАЗ-500 грузоподъемностью 7,5 т с двигателем ЯМЗ-236 и созданные на его базе автомобиль- самосвал МАЗ-503 и седельный тягач МАЗ-504.

Кременчугский автозавод в 1962 г. также начал выпускать переходные модели (грузовой автомобиль КрАЗ-257 и автомобиль самосвал КрАЗ-256) и подготовил к производству новый трехосный автомобиль КрАЗ-250 грузоподъемностью 12 т с двигателем ЯМЗ-238 и созданные на его базе автомобиль- самосвал КрАЗ-251 и седельный тягач КрАЗ-252.

Белорусский автозавод разработал конструкцию семейства карьерных автомобилей-самосвалов большой грузоподъемности. Базовой моделью, подготовленной к производству, является автомобиль БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 т с двигателем ЯМЗ мощностью 360 л. с. и с одноместной кабиной.

Кутаисский автозавод в 1962 г. начал серийный выпуск седельного тягача КАЗ-606 с кабиной, расположенной над двигателем. Подготовляется к производству переходная модель (короткобазпый автомобиль КАЗ-605 грузоподъемностью 4,5 т).

Уральский автозавод приступил к выпуску трехосных автомобилей высокой проходимости Урал-375 грузоподъемностью 5,0 т с У-образным восьмицилиндровым двигателем мощностью 180 л. с. Разработана конструкция автомобиля Урал-377 грузоподъемностью 7,5—8,0 т с двумя задними ведущими мостами и с тем же двигателем.

Ликинский автобусный завод разработал конструкцию нового автобуса ЛИАЗ-676 вместимостью 80 пассажиров с У-образным восьмицилиндровым двигателем мощностью 150 л. с.

Львовский завод на базе городского автобуса ЛАЗ-695Б и туристского ЛАЗ-697 разработал модернизированные их модели с У-образным восьмицилиндровым двигателем ЗИЛ мощностью 150 л. с.: городской автобус ЛАЗ-965Е и туристский ЛАЗ-697Е. Разработана также конструкция междугородных автобусов: 43-местный автобус ЛАЗ-699А для перевозок на небольшие расстояния и 30-местный комфортабельный автобус ЛАЗ-695 для перевозок на дальние расстояния.

Наряду с качественным развитием отечественного автомобилестроения, широкой специализацией в автомобильной промышленности и вводом в производство ряда новых моделей непрерывно растет и количество выпускаемых автомобилей.