Масляные фильтры

Масляные фильтры служат для очистки масла от механических примесей, в результате чего увеличивается продолжительность его работы.
При работе масло загрязняется частицами металла, нагара и пыли, проникающей в картер. Эти механические примеси, попадая вместе с маслом к трущимся деталям, увеличивают их износ и поэтому должны быть удалены из масла.
Масло очищают от крупных частиц сетчатым фильтром, поставленным в маслоириемнике насоса, что предохраняет насос от повышенного износа или поломок. Для более тщательной очистки масла, кроме того, применяют специальные фильтры, которые устанавливают снаружи, на двигателе.
В двигателях многих моделей устанавливаются два наружных масляных фильтра, из которых один предназначен для предварительной (грубой) очистки масла от более крупных частиц и механических примесей, а другой — для окончательной (тонкой) очистки масла. В зависимости от назначения фильтр присоединяют к масляной магистрали последовательно или параллельно. Для грубой очистки масла широко распространен металлический пластинчатый щелевой фильтр с рукояткой для ручной очистки фильтрующего элемента. Такой фильтр состоит из чугунного корпуса с прикрепленным к нему снизу колпаком отстойника. Внутри фильтра находится фильтрующий элемент, состоящий из большого количества тонких металлических пластин двух видов: фильтрующих пластин-дисков и промежуточных пластин-звездочек, устанавливаемых поочередно так, что между фильтрующими пластинами по наружной поверхности образуются узкие зазоры (0,08 мм). Стержень, на котором закреплены пластины, проходит через отверстие в корпусе наружу, и его можно поворачивать вместе с элементом за рукоятку. Стержень в корпусе уплотняется с помощью сальника и гайки. В зазоры между пластинами фильтрующего элемента по наружной их части входят неподвижные очищающие пластины, закрепленные в корпусе на шпильке.
Неочищенное масло поступает через канал корпуса в колпак и частично в нем отстаивается. Вследствие давления, имеющегося в системе, масло продавливается сквозь щели в фильтрующем элементе, очищаясь при этом от механических примесей, проходит внутрь элемента и по другому каналу в корпусе в очищенном виде поступает в двигатель. Грязь, отлагающаяся на наружной поверхности элемента и в его зазорах, удаляется путем поворота наружной рукоятки стержня. Элемент при этом поворачивается, и очищающие пластины, входящие в его зазоры, снимают грязь. Для выпуска отстоя грязи в нижней части колпака сделано спускное отверстие, закрытое пробкой.

Масляный фильтр грубой очистки включен в масляную магистраль последовательно. При последовательном включении все масло, нагнетаемое насосом в главную магистраль, проходит через фильтр и очищается в нем. Фильтр снабжается перепускным клапаном, который перепускает масло в магистраль, минуя фильтр в случае, если фильтр не успевает пропускать подводимое к нему масло при избыточной его подаче, при загустеваиии масла пли при загрязнении фильтра.

Для грубой очистки масла применяют также фильтры с металлическим фильтрующим элементом (на дизелях ЯМЗ), изготовленным из латунной ленты или сетки.

Для тонкой очистки масла в карбюраторных двигателях наибольшее применение получили фильтры типа АСФО (автомобильный суперфильтротстойник) или ДАСФО (буква Д означает, что фильтр двухсекционный). Такой фильтр состоит из корпуса; центральной трубки, закрепленной в корпусе; крышки, закрывающей корпус и закрепленной болтом на центральной трубке, и фильтрующего элемента, установленного в корпусе на трубке и закрепленного поджимной пружиной.

Фильтрующий элемент типа АСФО набран из картонных сплошных и вырезных пластин, установленных поочередно и собранных в патрон, который сверху и снизу закрыт металлическими крышками и стянут скобками. На верхней крышке имеется надпись «Верх». Вынимают элемент с помощью рукоятки. Фильтрующий элемент типа ДАСФО набирается из картонных сплошных пластин и прокладок с радиальными канавками. Концы прокладки загибаются на краях пластины. Прокладки соседних пластин располагаются под углом 90°. Элемент устанавливают в корпус фильтра на центральную трубку.

Уплотнение элемента на центральной трубке осуществляется картонными сальниками, расположенными в металлических крышках элемента.

В центральной трубке сделан канал и калиброванное отверстие диаметром 1,5 мм, через которое масло из центральной полости элемента поступает в маслоотводящую трубку фильтра. В нижней крышке элемента имеется перепускное отверстие диаметром 1,1 мм, через которое масло всегда поступает из корпуса фильтра в центральную полость элемента, вследствие чего уменьшается скорость прохождения фильтруемой части масла через элемент и обеспечивается более тщательная его очистка. Кроме того, в результате постоянной циркуляции масла через фильтр ускоряется его прогрев при низкой температуре после пуска двигателя.

Вследствие малой пропускной способности фильтр тонкой очистки присоединяют к масляной магистрали параллельно. Масло подводится к фильтру из главной магистрали двигателя но боковой маслоподводящей трубке. Из фильтра по центральной маслоотводящей трубке масло сливается в картер двигателя.

Масло, поступающее в фильтр, отстаивается в его корпусе, затем, поступая в полости элемента, образованные вырезами пластин или прокладками, отстаивается в них. Проходя с малой скоростью через щели перегородок сжатых пластин и прокладок в выдавленные на них каналы, масло тщательно фильтруется (щелевая фильтрация). По каналам перегородок отфильтрованное масло поступает в центральную полость элемента, основная же часть масла проходит в центральную полость через перепускное отверстие. Далее все масло из центральной полости через калиброванное отверстие, определяющее общую пропускную способность фильтра, проходит в центральную трубку и по маслоотводящей трубке сливается обратно в картер двигателя.

Так как отверстие на центральной трубке калиброванное, то в масляный фильтр тонкой очистки одновременно поступает только небольшая часть от всего объема масла, подаваемого насосом (6—10%). Вследствие наличия перепускного отверстия в крышке элемента щелевой фильтрации подвергается лишь небольшая часть проходящего через фильтр масла (примерно 7—8%). Однако в процессе работы двигателя все масло постепенно пропускается через фильтр, подвергаясь тонкой очистке. 
В результате длительного отстоя масла в корпусе фильтра и в полостях элемента и в результате тонкой щелевой фильтрации масла обеспечивается хорошая его очистка. По мере работы фильтрующий элемент загрязняется, и его необходимо заменить. Для спуска отстоя из корпуса фильтра имеется спускное отверстие, закрытое пробкой.

Фильтрующие элементы АСФО и ДАСФО выпускаются нескольких размеров.

Для тонкой очистки масла применяют также фильтры с фильтрующим элементом, заполненным искусственным минеральным волокном (в дизелях ЯМЗ).