Масляный насос двигателя

 

Масляный насос служит для подачи масла к трущимся частям двигателя. Для этой цели применяют насосы шестеренчатого типа.
Насос состоит из следующих деталей: чугунного корпуса с крышкой; вала, установленного в корпусе; шестерни привода насоса закрепленной на наружном конце вала; нагнетательных шестерен — ведущей, закрепленной на внутреннем конце вала, и ведомой, свободно вращающейся на оси в корпусе. К корпусу присоединяется маслоприемник с сетчатым фильтром. Нагнетательные шестерни находятся в нижней камере корпуса и плотно подогнаны к его стенкам; снизу камера закрыта крышкой.
Насос приводится в действие от распределительного вала двигателя с помощью шестерен. При вращении вала насоса шестерни в корпусе вращаются в противоположных направлениях. Масло, поступающее из картера двигателя во впускную полость насоса, попадает во впадины между зубьями и при вращении шестерен переносится в нагнетательную полость. При этом масло скапливается в нагнетательной полости, и в ней создается давление, под действием которого масло поступает к трущимся деталям.
Насос устанавливается внутри картера двигателя или снаружи на картере. Насос забирает масло из поддона картера через маслоприемник, снабженный сетчатым фильтром. Этот фильтр предохраняет шестерни насоса от попадания между ними крупных механических примесей. Наибольшее применение получили плавающие маслоприемники. В этом случае впускная полость насоса, при помощи трубки сообщается с маслоприемником, состоя¬щим из пустотелого латунного поплавка, имеющего снизу сетчатый фильтр. В поплавок впаяна трубка, которая шарнирно соединена с трубкой, подводящей масло к насосу, так, что поплавок может опускаться или подниматься в зависимости от уровня масла в поддоне. Предельные верхнее и нижнее положения поплавка ограничиваются приспособлением, имеющимся в шарнирном соединении.
В случае применения плавающего маслоприемника при всех условиях работы автомобиля и при значительных его наклонах забирается достаточное количество масла из верхнего слоя, где оно менее загрязнено.
Сетчатый фильтр плавающего маслоприемника обычно устроен так, что в случае сильного загрязнения сетки фильтр пропускает масло к насосу, минуя сетку. Когда сетка чистая, то средняя ее часть, имеющая отверстие, прижата к нижней крышке маслоприемника, и все масло поступает через сетку. При сильном загрязнении сетка давлением масла поднимается, отверстие открывается, и масло к насосу проходит, минуя сетку, обеспечивая смазку двигателя.
Применяются также и неподвижные маслоприемники, закрепленные на нижней части корпуса насоса. Кроме рассмотренного выше односекционного насоса, применяются также насосы, состоящие из двух секций, из которых каждая имеет свое назначение.