В двухтактных дизелях с прямоточно-клапанной продувкой впуск воздуха в цилиндр производится через продувочные окна в стенках цилиндра в средней его части.
Продувочные окна расположены в один рад под углом к радиусу окружности цилиндра. Это обеспечивает хорошее завихрение подаваемого в цилиндр воздуха.
К продувочным окнам воздух подходит из воздушной камеры блока. В камеру воздух нагнетается через воздухоочиститель насосом-нагнетателем, укрепленным снаружи на блоке и приводимым в действие от коленчатого вала.
Продувочные окна открываются н закрываются при помощи поршня, движущегося в цилиндре.
Отработавшие газы выпускаются через два выпускных клапана, расположенных в головке над каждым цилиндром. Клапаны приводятся в действие от распределительного вала с помощью толкателей, штанг и коромысел, качающихся на оси. Распределительный вал установлен в верхней части блок-картера и приводится от коленчатого вала шестеренчатой передачей.
Вследствие того, что в двухтактном двигателе полный рабочий цикл происходит за один оборот коленчатого вала, распределительный вал должен вращаться с тем же числом оборотов, что и коленчатый вал.
При движении поршня вниз под действием давления газов, когда кривошип не дойдет до нижнего своего положения на 85°, начинают открываться выпускные клапаны, при этом газы, имеющиеся в цилиндре, вследствие избыточного давления выходят в атмосферу. Несколько позже, не доходя до нижнего положения кривошипа на 48е, открываются продувочные окна; в цилиндр под давлением, создаваемым нагнетателем, поступает воздух, и происходит продувка цилиндра. При ходе поршня вверх сначала закрываются продувочные окна при повороте кривошипа на 48° от н. м. т., а затем при повороте на 54° закрываются выпускные клапаны, после чего поступивший в цилиндр воздух сжимается.
В конце сжатия в цилиндр впрыскивается через форсунку в мелкораспыленном состоянии топливо, происходит сгорание его, начинается рабочий ход, и процесс повторяется в той же последовательности.