Пневматический ограничитель максимального числа оборотов двигателя

Работа двигателя при чрезмерно большом числе оборотов коленчатого вала сопровождается увеличением износа деталей и может привести к их поломке. Поэтому на грузовых автомобилях ставят ограничитель максимального числа оборотов двигателя.

Дроссельная заслонка на стороне, обращенной навстречу потоку смеси, имеет скошенную поверхность, расположенную наклонно при полном открытии заслонки. Это положение заслонки фиксируется штифтом, упирающимся в патрубок карбюратора. Другая сторона заслонки утолщена, чтобы избежать завихрения смеси, что может вызвать нарушение работы ограничителя. Для предотвращения заклинивания заслонки в патрубке при закрытом ее положении утолщенная сторона заслонки разделена прорезью и прилегает к патрубку только узкой частью, а широкая часть имеет несколько меньший диаметр. К заслонке шарнирно при помощи серьги присоединена натяжная пружина, удерживающая заслонку в открытом положении. Пружина закреплена в регулировочной втулке. При увеличенном числе оборотов коленчатого вала скорость потока смеси в карбюраторе возрастает, что вызывает повышение давления потока смеси на скошенную поверхность заслонки. Под действием этого давления дроссельная заслонка, преодолевая сопротивление пружины, закрывается, ограничивая обороты коленчатого вала. По мере прикрытия заслонки, вследствие увеличения активной ее поверхности, сила давления воздуха, действующая на заслонку, возрастает. Это может привести к мгновенному и полному закрытию заслонки. Но при этом заслонка упирается в выступ серьги и поворачивает ее, вследствие чего плечо действия силы натяжения пружины возрастает, что и препятствует полному закрытию заслонки. Изменяя натяжение пружины при помощи навернутой на резьбе регулировочной втулки и число рабочих витков пружины вращением внутренней втулки, можно изменять настройку ограничителя на определенное число оборотов коленчатого вала двигателя. Эту регулировку производят на заводе, и колпак ограничителя пломбируют. Шоферу запрещается изменять эту регулировку.

Для уменьшения трения заслонку устанавливают на оси на игольчатом подшипнике.

Для того чтобы при любом положении дроссельной заслонки, установленной при помощи педали управления, обеспечить автоматическое прикрытие заслонки под действием потока смеси, заслонку соединяют с приводным валиком через кулачковую муфту.

Кулачки приводного валика входят между выступами выреза на заслонке с определенным зазором. Выступы заслонки всегда прижимаются к выступам кулачков валика под действием пружины. При повороте валика с кулачками против часовой стрелки кулачки давят на выступы  заслонки, прикрывая ее и растягивая пружину. При повороте валика в обратную сторону кулачки освобождают заслонку, и она под действием пружины открывается. Между выступами заслонки и кулачками валика всегда имеется зазор, при наличии которого заслонка может прикрываться под действием давления потока смеси.

Применяются также ограничители числа оборотов, выполненные в виде самостоятельного устройства (отдельно от дроссельной заслонки) и устанавливаемые между карбюратором и впускным патрубком двигателя.