Топливный насос автомобиля — устройство и принцип работы

 

Топливный насос служит для принудительной подачи бензина из бака в поплавковую камеру карбюратора. Для этой цели применяют насос диафрагменного типа. В таком насосе имеются корпус 14 (рис. «Топливный насос диафрагменного типа»), крышка 19, диафрагма 6 со штоком 9 и пружиной 7, внутренний 10 и наружный 15 рычаги коромысла, впускной 4 и нагнетательный 21 клапаны, фильтр-отстойник со стаканом 2 и сеткой 1 и рычаг 11 ручной подкачки топлива.

top nasosКорпус и крышка насоса отлиты из цинкового сплава и плотно скреплены винтами. Между ними закреплена диафрагма б, изготовленная из нескольких слоев ткани, пропитанной бензостойким лаком. Под диафрагмой установлена пружина 7, постоянно отжимающая диафрагму кверху. В центре к диафрагме при помощи шайб и гайки прикреплен шток 9, конец которого проходит через кожаное уплотнение 5, установленное в держателе. Уплотнение устраняет проникновение масла и газов из картера в пространство под диафрагмой и попадание бензина в картер в случае прорыва диафрагмы. В стенках корпуса сделаны отверстия, соединяющие нижнюю полость насоса с атмосферой и используемые для вытекания бензина в случае прорыва диафрагмы. В прямоугольное отверстие конца штока 9 входит конец внутреннего рычага 10 коромысла, установленного шарнирно на оси 13, закрепленной в корпусе. Наружный рычаг 15 коромысла, укрепленный на этой же оси, отжимается пружиной 17.

В корпусе насоса установлены два пластинчатых клапана. Впускной клапан 4 соединен с топливоподводящим каналом 5 и пропускает топливо только в рабочую камеру насоса. Нагнетательный клапан 21 соединен с топливоотводящим каналом 20 и пропускает топливо только из камеры к отводящей трубке.

Сверху на приливе крышки корпуса расположены сетчатый фильтр 1 и стеклянный стакан 2 отстойника, закрепленный на корпусе на пробковой прокладке 3 при помощи скобки 22 с винтом 23.

В нижней части корпуса находится валик 18 с вырезом, расположенный над внутренним рычагом 10 коромысла. На наружном конце валика укреплен рычаг 11 ручной подкачки. Рычаг с валиком удерживаются в исходном положении от тяжной пружиной 12. Фланец корпуса насоса прикреплен к картеру двигателя двумя болтами на прокладке. Коромысло насоса входит через отверстие внутрь картера и прижимается к эксцентрику 16 распределительного вала, от которого и приводится в действие насос.

При вращении распределительного вала его эксцентрик, скользя по концу наружного рычага коромысла, набегает на него своим

выступом и поворачивает его. При этом внутренний рычаг коромысла опускается вниз, перемещая за собой шток с диафрагмой и сжимая пружину.

При прогибе диафрагмы вниз пространство в камере над диафрагмой увеличивается, и в камере получается разрежение, вследствие чего в камеру через фильтр и открывшийся впускной клапан поступает бензин, предварительно отстоявшийся в отстойнике. Нагнетательный клапан при этом закрыт.

Когда выступ эксцентрика сходит с рычага, коромысло освобождается, и диафрагма со штоком под действием пружины перемещается вверх. При этом объем рабочей камеры насоса уменьшается, давление в ней возрастает, и топливо, поступившее в камеру, выдавливается через открывшийся нагнетательный клапан в трубку, подводящую топливо к карбюратору. Под действием давления бензина впускной клапан закрывается.

При работе двигателя диафрагма все время опускается и поднимается, вследствие чего насос обеспечивает постоянную подачу бензина из бака в карбюратор. Воздух, находящийся в камере крышки над нагнетательным клапаном, образует воздушную упругую подушку, которая при перекачке топлива смягчает толчки и резкость пульсации топлива, чем достигается более равномерное его поступление в карбюратор.

Насос устроен так, что он подает бензин в карбюратор в количестве, соответствующем расходу топлива. Если поплавковая камера карбюратора заполнится до нормального уровня и игольчатый клапан закроет входное отверстие, то бензин в карбюратор насосом подаваться не будет. Так как пружина рассчитана на определенное усилие, давление бензина будет недостаточно для принудительного открытия игольчатого клапана карбюратора. При этом диафрагма со штоком и внутренним рычагом коромысла будет находиться в нижнем положении, а наружный рычаг коромысла под действием эксцентрика будет качаться вхолостую, не создавая рабочего хода, из-за наличия зазора между внутренними концами рычагов коромысла, установленных на оси.

Пружина, действующая на наружный рычаг коромысла, постоянно прижимает его к эксцентрику, устраняя биение и стук коромысла при холостой работе насоса.

В случае необходимости заполнения поплавковой камеры карбюратора топливом при неработающем двигателе пользуются приспособлением для ручной подкачки. При поворачивании рычага 11 (рис. «Топливный насос диафрагменного типа») механизма ручной подкачки валик 18 краями вырезанной части надавливает на внутренний рычаг 10 коромысла, перемещая диафрагму 6.

Рассмотренная конструкция топливного насоса является наиболее распространенной и применяется на автомобилях Горьковского и Ульяновского автомобильных заводов. На других автомобилях конструкция топливных насосов несколько другая, но принцип действия аналогичен указанному выше.

Топливный насос обычно крепят на стенке блок-картера со стороны распределительного вала, и рычаг насоса непосредственно соприкасается с его эксцентриком.

На V-образных двигателях вследствие того, что распределительный вал расположен в средней части блок-картера, место расположения насоса и его привода иное.

У двигателя автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» топливный насос закреплен на крышке распределительных шестерен с правой стороны. Привод насоса осуществляется через промежуточный шток от эксцентрика, расположенного на переднем конце распределительного вала.

У двигателя ЗИЛ-111 топливный насос укреплен сверху в передней части блока на корпусе впускных трубопроводов. Привод насоса осуществляется от эксцентрика на переднем конце распределительного вала с помощью длинного штока.