Смена поршневых колец

 

В поршневой группе износу в первую очередь подвергаются поршневые кольца и особенно верхнее кольцо. Это приводит к падению компрессии двигателя, усиленному забрасыванию масла в камеру сгорания и отложению в ней нагара, усиленному проникновению газов в картер, ухудшению работы смазочного слоя на стенках цилиндров и, как следствие этого, к усиленному износу поршней и цилиндров.

Повышенный износ колец обычно сопровождается дымлением из выпускной трубы, появлением дыма из маслозаливного патрубка и иногда усиленным вытеканием масла через сальниковые уплотнения коленчатого вала вследствие того, что система вентиляции не успевает отсасывать из картера проникающие туда газы.

Смену поршневых колец обычно производят одновременно с некоторыми другими простейшими ремонтными операциями (сменой вкладышей шатунных подшипников и др.) через определенный пробег автомобиля, величина которого определяется предыдущим состоянием двигателя (новый или из капитального ремонта) и условиями его эксплуатации. Так, например, для нового двигателя типа ГАЗ-51 А этот срок определяется примерно пробегом автомобиля в 50—60 тыс. км.

Для выполнения простейшего ремонта двигателя нужно автомобиль установить над смотровой канавой, слить масло из картера двигателя и отнять масляный поддон, а также снять те части в картере, которые затрудняют доступ к шатунным подшипникам коленчатого вала.

С двигателя снимают соответствующее оборудование и головку цилиндров, и после разборки шатунных подшипников коленчатого вала вынимают поршни с шатунами, предварительно размеченные по цилиндрам. С поршня снимают старые кольца, поршень и канавки на нем тщательно очищают от нагара, и на поршень устанавливают новые кольца стандартного или первого увеличенного размера (для нового двигателя при первой замене). Кольца предварительно точно с требуемыми зазорами подгоняют по высоте канавок и устнавливают требуемый зазор в замке колец. Зазор устанавливают для кольца, вставленного в цилиндр.

Кольца на поршень нужно осторожно устанавливать специальным съемником в соответствии с расположенными на них фасками или выточками.

Чистый поршень с установленными на нем новыми кольцами смазывают чистым маслом и вставляют в хорошо протертый и смазанный цилиндр, используя специальное приспособление, обжимающее кольца и позволяющее вдвигать поршень в цилиндр.

После установки поршней с шатунами в двигатель в соответствии с метками необходимо заменить вкладыши в шатунных подшипниках. Затем нужно вновь собрать двигатель, предварительно очистив камеры сгорания в головке от нагара и промыв масляный поддон картера, снятые маслопроводы и сетку маслоприемника насоса. При сборке надо поставить новые уплотняющие прокладки и следить за правильностью их затяжки.