Коробка передач автобуса

Коробка передач дает возможность при одной и той же мощности двигателя изменять тяговую силу на ведущих колесах путем зацепления шестерен различного диаметра, а также обеспечивает получение заднего хода и возможность длительного отключения двигателя от трансмиссии.

Действие коробки передач основано на одном из законов механики, который гласит: все, что мы выигрываем с помощью машин в силе, мы теряем в скорости и наоборот.

Для увеличения тягового усилия в коробке передач соединяют между собой два зубчатых венца (шестерен разного диаметра). Если вращать малую шестерню, то начнет вращаться и большая, но медленнее во столько раз, во сколько раз ее диаметр больше. Во столько же раз увеличится и тяговое усилие.

Для того чтобы узнать, во сколько раз увеличивается тяговое усилие, нужно разделить число зубьев большей шестерни на число зубьев меньшей. Например, 45:18 = 2,5. Отношение чисел зубьев ведомых и ведущих шестерен называют передаточным числом.

Если в зацеплении находятся две пары шестерен, то передаточное число высчитывается умножением передаточных чисел каждой пары шестерен, находящихся в зацеплении. На автомобилях устанавливают ступенчатые и бесступенчатые коробки передач. На автобусах ЛАЗ-695Н, Икарус-260 и ПАЗ-672 установлены ступенчатые коробки, на автобусе ЛиАЗ-677 — бесступенчатая гидромеханическая коробка.

Механические коробки состоят из картера, набора шестерен, валов и подшипников, а так же привода, перемещающего шестерни по валам для включения той или иной пары шестерен.

Механическую коробку передач устанавливают за сцеплением и крепят к картеру сцепления.

На автобусе ЛАЗ-695Н установлена коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 с дистанционным управлением.

Все детали коробки находятся в чугунном картере. На подшипниках установлены ведущий, ведомый и промежуточный валы. Ведущий вал изготовлен вместе с шестерней с конусом и с внутренним зубчатым венцом. Вал установлен в стенке картера на шариковом подшипнике.

Механизм переключения передач служит для включения той или иной передачи или выключения любой из них. Он смонтирован в крышке коробки и на всех изучаемых автобусах имеет дистанционный привод.

Механизм переключения состоит из рычага переключения, ползунов, трех вилок переключения, фиксаторов, замков и предохранителя включения заднего хода.

В отверстиях внутренних приливов установлены три ползуна которых закреплены вилки, соединенные с передвижной шестерней включения первой передачи и заднего хода и с синхронизатора включения 2-й и 3-й, 4-й и 5-й передач.

На автобусе ПАЗ-672 установлена коробка передач автомобиля ГАЗ-53А с дистанционным управлением.

Коробка передач имеет также три вала и ось шестерни заднего хода, четыре передачи вперед и одну назад с синхронизатором включения третьей и четвертой передач.

Коробка передач — трехходовая пятиступенчатая, с синхронизаторами для второй — третьей, четвертой — пятой передач. Картер коробки отлит из специального чугуна.

Особенностью коробки является наличие принудительной системы смазки и дистанционного привода управления коробкой передач, связанного системой тяг и рычагов с механизмом переключения передач.

Шестеренчатый масляный насос установлен на передней стенке картера коробки передач и приводится в действие от промежуточного вала. Насос засасывает масло из нижней части картера через маслозаборник. От насоса масло поступает под давлением к стальным втулкам, на которых установлены шестерни ведомого вала. В насосе установлен шариковый клапан, ограничивающий давление, развиваемое насосом до 0,8 кгс/см2.

Остальные детали коробки смазываются разбрызгиванием.

Запись опубликована в рубрике Трансмиссия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
5Array