Водяной насос автомобиля

Водяной насос служит для создания циркуляции воды в принудительной системе охлаждения. Для этой цели применяют насосы центробежного типа.
У большинства моделей двигателей водяной насос установлен на одном валике с вентилятором, располагается в верхней передней части блока двигателя и приводится в действие от коленчатого вала с помощью ременной передачи.

Основными деталями такого насоса являются корпус с подводящим патрубком и валик с фланцем крепления ступицы вентилятора, установленный в корпусе на двух шарикоподшипниках; крыльчатка, закрепленная на внутреннем конце валика, и уплотняющее устройство. Корпус насоса с торца закрывается крышкой или неносредственно крепится на прокладке к передней плоскости блока двигателя.

Вода по подводящему патрубку поступает внутрь корпуса и подводится к центру вращающейся крыльчатки. При этом вода увлекается крыльчаткой, приобретает вращательное движение, под действием центробежной силы отбрасывается к стенкам корпуса и через выходной канал под напором поступает в водяную рубашку двигателя.

Утечка воды в месте выхода валика из корпуса насоса устраняется самоподжимным уплотняющим устройством, состоящим из резиновой манжеты с обоймами, плотно надетой на валик, и уплотняющей шайбы, входящей своими выступами в пазы крыльчатки и плотно прижимаемой пружиной к торцовой полированной поверхности корпуса.

Шайба изготовляется из текстолита, стеклотекстолита, графито-металлической композиции и других материалов, обеспечивающих хорошую приработку шайбы к упорной поверхности корпуса и незначительный ее износ.

При расположении насоса в передней части блока для более равномерного распределения охлажденной воды во всей водяной рубашке и направления ее на более нагретые части в блок или в головку при верхнем расположении клапанов через переднее отверстие рубашки вставляют водораспределительную трубу с прорезями, проходящую около патрубков клапанов. Нагнетаемая насосом в трубу вода поступает через прорези в водяную рубашку, омывая в первую очередь патрубки выпускных клапанов, подвергающихся наибольшему нагреву. Далее вода омывает стенки цилиндров и проходит в рубашку головки, охлаждая камеры сгорания.

У дизелей ЯМЗ водяной насос расположен на блоке сбоку в нижней части и имеет привод отдельно от вентилятора. Для направления воды из рубашки блока на патрубки клапанов, расположенных в головке, в целях их усиленного охлаждения у этих двигателей применяют распределительные насадки, представляющие собой металлические колпачки с прорезями, выходящие в рубашку головки.