Электрический звуковой сигнал

 

1402201701Применяют звуковые сигналы с электромагнитной вибрационной системой с рупором или без рупора. В безрупорном сигнале типа С-56Б, устанавливаемом на автомобилях ГАЗ-51 А и УАЗ, имеются корпус 8, электромагнит, состоящий из железного сердечника 5 с обмоткой возбуждения 3, подвижной якорек 10 с центральным стержнем 9, электромагнитный прерыватель 14, конденсатор 17, мембрана 1 с резонаторным диском 2, крышка 4 мембраны и крышка 12 корпуса. В сигналах некоторых типов вместо крышки мембраны установлен рупор, усиливающий и направляющий звук.

Якорек 10 подвешен на упругой пластине 15, закрепленной на стойке. Стержень 9 якорька скреплен с мембраной 1. На конце стержня навернута гайка 13, располагающаяся над выступающей пластиной подвижного контакта прерывателя 14. Прерыватель укреплен на кронштейне на изоляционных прокладках.

Один конец обмотки возбуждения 3 присоединен к изолированной клемме 6 корпуса, а другой конец 18 — к подвижному контакту прерывателя 14. Провод от кронштейна 16 с неподвижным контактом прерывателя присоединен к другой изолированной клемме 7 корпуса. Параллельно контактам прерывателя включен конденсатор 17. Конденсатор поглощает ток самоиндукции, возникающей в обмотках якоря при размыкании контактов прерывателя, вследствие чего уменьшается искрение между контактами и устраняется их подгорание.

В сигналах некоторых типов вместо конденсатора параллельно контактам прерывателя включено искрогасящее сопротивление.

Сверху корпус сигнала закрыт крышкой 12, прикрепленной к стержню 11. Сигнал прикреплен на автомобиле с помощью кронштейна.

1402201702При нажатии на кнопку 19 включения провод от сигнала замыкается на массу, и через сигнал течет ток по следующей цепи: плюсовая клемма батареи 20 — масса — кнопка 19 включения — провод — клемма 6 — обмотка возбуждения 3 — контакты прерывателя 14 — клемма 7 — провод и минусовая клемма батареи 20. При прохождении тока по обмотке возбуждения сердечник 5 электромагнита намагничивается и притягивает якорек 10, перемещающий через стержень мембрану 1. При этом гайка 13 стержня, нажимая на пластину с подвижным контактом, размыкает контакты прерывателя 14. Ток в обмотке не проходит, сердечник размагничивается, и якорек со стержнем вследствие упругости мембраны и пластины якорька возвращается в исходное положение. Цепь опять замыкается и т. д. Пока кнопка нажата, в обмотке сигнала под действием прерывателя включается и выключается ток. В результате мембрана быстро колеблется, издавая звук. Звук сигнала и потребляемый ток регулируют подвертыванием гайки 13.

На легковых автомобилях обычно устанавливают два сигнала (автомобили ГАЗ-12, М-21 «Волга» и ГАЗ-1Э «Чайка») или три сигнала (автомобили ЗИЛ-110 и ЗИЛ-111), настроенные на разные тона и дающие при включении красивый гармоничный звук. Сигналы включаются параллельно и потребляют значительный ток. Для избежания подгорания кнопки от большого тока включение сигналов в этом случае производится при помощи специального реле.

1402201703Неподвижный контакт 9 прерывателя каждого сигнала соединен на массу, а подвижной 8 через обмотку возбуждения 7 соединен с изолированной клеммой 10. Провод от этой клеммы присоединен к клемме С реле сигналов, соединенной со стойкой неподвижного контакта 6. Клемма Б, к которой через ярмо 11 присоединен один конец обмотки 4 сердечника реле, соединена с источником тока — батареей 12, а другая клемма К второго конца обмотки соединена с кнопкой 1 на рулевом колесе. Контакты 5 реле разомкнуты пружиной 2 якорька 3, и сигналы отключены от источников тока. При нажатии на кнопку 1 через реле идет ток по цепи: плюсовая клемма батареи 12 — масса — кнопка 1 — провод — клемма К — обмотка 4 реле — клемма Б — провод — минусовая клемма батареи 12. При этом сердечник реле намагничивается и притягивает якорек 3, замыкая контакты 5 и 6 и включая сигналы. Ток к сигналам идет по цепи: плюсовая клемма батареи 12 — масса — неподвижный контакт 9 прерывателя — подвижный контакт 8 — обмотка возбуждения 7 — клемма 10 сигнала — провод — клемма С реле — стойка контакта 6 и контакт 5 — ярмо 11 — клемма Б — провод и минусовая клемма батареи 12. Сигналы при этом работают. При размыкании кнопки контакты реле размыкаются, выключая сигналы. Ток, идущий через кнопку и обмотку реле, небольшой, вследствие чего устраняется подгорание контакта кнопки.

Уход за сигналами заключается в их очистке, регулировке и наблюдении за состоянием и креплением проводки.

К неисправностям сигналов относится окисление контактов прерывателя, кнопки и реле, а также нарушение регулировки. Контакты необходимо периодически зачищать, а сигналы — регулировать. Иногда при включении сигналов контакты реле слипаются и сигналы начинают давать непрекращающийся звук. Контакты надо разъединить, зачистить и отрегулировать зазор между контактами и натяжение пружины.

Запись опубликована в рубрике Звуковой сигнал, контрольные приборы и полные схемы электрооборудования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
2Array