Техническое обслуживание приборов системы питания карбюраторного двигателя

Неисправности системы питания. Неисправности отдельных приборов системы питания могут привести к четырем неисправностям всей системы: переобогащению или обеднению смеси, прекращению подачи или подтеканию топлива.

Признаком работы двигателя на богатой смеси является черный дым и резкие хлопки из глушителя.

Появление черного дыма из глушителя вызывается вылетом не полностью сгоревших, обуглившихся частиц топлива. Хлопки происходят из-за воспламенения несгоревших частиц топлива от сильно нагретого глушителя при выходе газов в атмосферу.

Последствиями переобогащенной смеси являются перерасход топлива, разжижение масла из-за конденсации и стекания топлива в картер, потеря мощности и перегрев двигателя ввиду медленного горения смеси. Причинами переобогащения смеси могут быть: высокий уровень топлива в поплавковой камере, засорение воздушных жиклеров и кана­лов, разработка топливных жиклеров, неисправность клапанов экономайзера и насоса-ускорителя, неполное открытие воздушной заслонки.

Признаком работы двигателя на бедной смеси являются хлопки в карбюраторе и перегрев двигателя. Перегрев двигателя возникает ввиду того, что бедная смесь горит медленно, в цилиндрах уменьшается давление газов, отчего увеличивается площадь нагрева, кроме того, рабочая смесь догорает в камере сгорания в начале очередного такта впуска, отчего свежая горючая смесь воспламеняется, распространяясь по всему трубопроводу карбюратора, вызывает хлопки.

Причинами обеднения смеси могут быть: засорение топливопроводов, жиклеров и фильтров, подсос воздуха, низкий уровень топлива в поплавковой камере, ослабление крепления и разработка воздушных жиклеров, неисправность топливного насоса, повреждение прокладки в плоскости разъема карбюратора.

Причинами отсутствия подачи топлива в карбюратор могут быть: заедание воздушного клапана пробки заливной горловины в закрытом положении, засорение фильтров и топливопроводов, замерзание воды в баке и топливопроводах, прорыв диафрагмы топливного насоса, износ или загрязнение клапанов топливного насоса, подсос постороннего воздуха в полость над диафрагмой вследствие неплотного крепления крышки насоса.

Причинами подтекания топлива могут быть: ослабление крепления пробок жиклеров и топливных каналов, негерметичность в соединение топливопроводов, трещины в топливопроводах, разрыв диафрагмы топливного насоса. Подтекание топлива приводит не только к его перерасходу, но может вызвать пожар в автомобиле. В случае воспламенения топлива необходимо немедленно прекратить подачу топлива, перекрыть кран, используя огнетушитель, потушить пожар, или использовать брезент, подручные средства, закрыть места воспламенения, закидать место воспламенения песком.

Основные работы и приемы их выполнения при техническом обслуживании системы питания карбюраторного двигателя.

Ежедневное обслуживание. Проверить наличие топлива, при необходимости дозаправить.

Первое техническое обслуживание. Проверить действие привода и полноту открывания и закрывания дроссельной и воздушной заслонок, крепление глушителя.

Второе техническое обслуживание. Промыть элементы топливных фильтров. Проверить состояние и крепление впускного и выпускного трубопроводов, проверить уровень топлива в топливной камере. Два раза в год снять карбюратор с двигателя, разобрать его, промыть и проверить ограничитель максимальной частоты вращения коленчатого вала, отрегулировать карбюратор на малую частоту вращения коленчатого вала. Один раз в год проверить рабочие детали карбюратора, жиклеры на специальном стенде, снять топливный насос, разобрать его и проверить на специальном стенде, снять и промыть топливный бак.

Регулировка карбюраторов К-88А, К-89А и К-126Б на минимальную частоту вращения коленчатого вала производится в следующем порядке:

 - убедиться в исправности приборов зажигания и прогреть двигатель, полностью открыть воздушную заслонку;

 - остановить двигатель и завернуть оба винта регулировки качества до упора, а затем отвернуть каждый на три оборота;

 - вновь пустить двигатель и упорным винтом дроссельных заслонок установить минимально устойчивую частоту вращения;

 - завертывая один из винтов качества при каждой пробе на 1/4 оборота, обеднить смесь до начала явных перебоев; отвернуть этот же  винт на  1/2 оборота;

 - проделать такую же операцию со вторым винтом качества; после проделанной регулировки уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя, отвертывая понемногу винт упора дроссельных заслонок, еще раз попытаться обеднить смесь винтами качества. Для проверки правильности регулировки карбюратора следует плавно нажать на педаль управления дроссельной заслонкой и cрaзу резко отпустить ее, при этом двигатель не должен останавливаться. Если он остановится, увеличить частоту вращения винтом упора (винтом количества).

Плотность соединений топливного насоса проверяют наружным осмотром. Для проверки исправности диафрагмы у герметизированных насосов отвертывают контрольную пробку в корпусе насоса, при этом вытекание топлива укажет на разрыв диафрагмы.

Работу топливного насоса можно проверить без снятия с двигателя: отсоединить трубопровод от штуцера насоса и ры­чагом ручной подкачки создать давление, перемещая рычаг несколькими нажатиями и отпусканием, при этом насос должен давать пульсирующую струю без пены и выхода пузырьков воздуха. Наличие пены свидетельствует о подсосе воздуха, неисправности насоса. Для более точной проверки насоса необходимо: при работе двигателя на малой частоте вращения коленчатого вала отсоединить трубопровод от кар­бюратора и соединить его гибким шлангом с манометром. Исправный насос должен создавать давление 0,25—0,30 кгс/см2.

Двигатель во время проверки работает на топливе, имеющемся в поплавковой камере карбюратора. После проверки давления проверяют плотность прилегания клапанов. Для этого, выключив двигатель, следят по манометру за падением давления. При исправных клапанах насоса за 30 с падение давления не должно превышать 0,1 кгс/см2. Если клапаны прилегают неплотно, то следует поменять местами всасываю­щий и нагнетательный клапаны, т. е. развернуть их рабочие поверхности к седлам.

Уровень топлива в поплавковой камере карбюраторов К-88 и К-89 проверяют при малой частоте вращения коленчатого вала, наблюдая за уровнем через контрольное отверстие с пробкой  на стенке поплавковой камеры. Топливо не должно вытекать из отверстия, но должно быть видно и чуть смачивать нижние витки резьбы отверстия, Такое положение топлива соответствует уровню в поплавковой камере на 18—19 мм ниже верхней плоскости средней части корпуса карбюратора.

Уровень топлива в поплавковой камере карбюраторов К-88А и K-89A изменяют удалением или прибавлением прокладок под корпусом игольчатого клапана. Аналогичным образом проверяют уровень топлива в поплавковой камере карбюратора К-126Б. Отличие состоит в том, что в этом карбюраторе на стенке поплавковой камеры выполнено смотровое окно, закрытое стеклянной заглушкой. Уровень топлива при малой частоте вращения коленчатого вала должен быть на уровне двух рисок, нанесенных на краях окна. Изменяют уровень топлива в карбюраторе К-126Б путем подгибания рычажка поплавка.

Пропускную способность жиклеров карбюратора проверяют на специальном стенде по количеству воды, проходящей через испытуемый жиклер за 1 мин, и сравнивают этот результат с заводскими данными, которые должны быть в каждом цехе обслуживания топливной аппаратуры.

При работе карбюраторов проходные отверстия жиклеров могут или засориться, или засмолиться, т. е. в результате смолистых отложений на стенках может уменьшиться пропускная способность жиклера. Для удаления смолистых отложений рекомендуется хотя бы 1 раз в год разобрать карбюратор, вывернуть жиклеры и опустить их на ночь в ацетон, а затем продуть сжатым воздухом. Такая профилактика вос­становит расчетную пропускную способность жиклеров.

Регулировка привода управления карбюратором. При эксплуатации автомобиля образуются зазоры в шарнирных соединениях ножного и ручного привода управления заслонками карбюратора, что приводит к неполному закрытию и открытию заслонок. Недостаточное открытие дроссельной заслонки при на­жатой до отказа педали приводит к снижению мощности двигателя, а неполное закрытие при опущенной педали вызывает повышенную частоту вращения коленчатого вала и перерасход бензина. При неполном закрытии воздушной заслонки затрудняется пуск двигателя, а при неполном открытии происходит перерасход бензина. Регулировку ручного привода заслонками производят следующим образом:

 - отпустив винты, крепящие тросы в рычагах заслонок, утапливают кнопки до упора в щиток, а затем вытягивают их на 2—3 мм от панели щитка приборов.

Установив рукой дроссельные заслонки в положение закрытия до упора, воздушную заслонку в положение полного открытия, затягивают винты, крепящие тросы в рычагах заслонок.

Если при полном нажатии на педаль дроссельные заслонки не открываются, то ножной привод регулируют с помощью резьбовой вилки и тяги, добиваясь чтобы дроссельные заслонки открывались полностью, когда педаль не доходит до пола кабины на 3—5 мм.

Уход за воздушным фильтром. От правильной работы воздушного фильтра в значительной степени зависит срок службы двигателя. Для обеспечения хорошей работы воздушного фильтра необходимо, чтобы его фильтрующий элемент не был заполнен пылью, а масляная ванна содержала достаточно количества незагрязненного масла. Уход за фильтром заключается в его разборке, промывке фильтрующего элемента и масляной ванны карасином или бензином и заполнении масляной ванны чистым маслом для двигателей до выштампованной на корпусе фильтра метки. Промытый фильтрующий элемент надо перед сборкой опустить в масло, после чего дать в течение нескольких минут стечь излишкам масла.

Для разборки фильтра необходимо: отвернуть гайку - барашек, снять переходную крышку, затем отвернуть резьбовую втулку, удалить фильтрующий элемент и снять корпус с переходника, укрепленного на карбюраторе. Сборка фильтра производиться в порядке, обратном разборке.