Система смазки двигателя автомобилей ГАЗ-51А, ГАЗ-12.


У двигателя ГА3-51А система смазки комбинированная; маслом под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники и упорный фланец распределительного вала и распределительные шестерни; ко всем остальным трущимся поверхностям масло подается разбрызгиванием и самотеком. Стенки цилиндров и кулачки распределительного вала дополнительно смазываются маслом,разбрызгиваемым из шатунных подшипников через боковые отверстия, имеющиеся на нижних головках шатунов. Фильтрация масла двойная.

Масляный насос закреплен снаружи наклонно с правой стороны картера и приводится в действие от шестерни распределительного вала. В насосе установлен шариковый редукционный клапан, ограничивающий давление в системе смазки в пределах до 4,5 кГ/см2. Насос трубкой соединен с плавающим маслоприемником, снабженным сетчатым фильтром. Маслоприемник расположен в масляном поддоне. Засасываемое насосом из поддона масло по каналам в картере и по трубке поступает в пластинчатый щелевой фильтр грубой очистки масла, включенный в магистраль последовательно. В фильтре имеется перепускной шариковый клапан, открывающийся при загрязнении фильтра. Фильтрующий элемент очищают путем поворота рукоятки на его корпусе.

Из фильтра масло поступает в главную магистраль, расположенную вдоль картера с левой стороны, затем из магистрали по каналам в перегородках картера к подшипникам распределительного вала и к коренным подшипникам коленчатого вала, а из них по каналам, имеющимся в коленчатом валу, через грязеуловители к шатунным подшипникам. Через торцовое отверстие в передней шейке распределительного вала масло подводится к упорному фланцу, а через канавку на шейке — в трубку, разбрызгивающую масло на распределительные шестерни. В обоих случаях масло подается пульсирующей струей в моменты совпадения отверстия и канавки вращающейся шейки с каналом картера. Наиболее нагруженная правая часть цилиндров и кулачки распределительного вала дополнительно смазываются пульсирующими струями масла через боковые отверстия в нижних головках шатунов в момент совпадения этих отверстий с каналами в шатунных шейках.

В клапанную коробку разбрызгиваемое в картере масло поступает через окна в нижней ее стенке, обеспечивая смазку деталей клапанного механизма. Масло к толкателям подается через отверстия из масляных карманов, отлитых около их направляющих. В карманы масло попадает путем разбрызгивания.

В системе смазки параллельно включен фильтр тонкой очистки с элементом АСФО-2. Корпус фильтра трубкой соединен с масляной магистралью. Очищенное масло по центральной трубке сливается из фильтра в картер через маслозаливную горловину.

В систему смазки параллельно основной масляной магистрали включен масляный трубчатый радиатор, расположенный перед радиатором системы охлаждения. Подводящая трубка радиатора с краником и шариковым клапаном присоединена к масляной магистрали в корпусе насоса, а отводящая трубка — к масляному поддону, куда и сливается охлаждаемое масло.

Масляный радиатор включают при помощи краника при температуре окружающей среды выше +20°С или при работе в тяжелых условиях. Шариковый клапан открывается при давлении более 1 кГ/см2, вследствие чего устраняется возможность перепуска всего масла только через радиатор. Маслоналивная горловина и маслоизмерительный стержень расположены с левой стороны блока. Давление масла можно контролировать электрическим указателем. Датчик указателя присоединен к магистрали на корпусе фильтра грубой очистки. Давление масла при скорости движения автомобиля 45—50 км/ч на прямой передаче должно быть 2—4 кГ/см2.

Вентиляция картера двигателя принудительная, открытая. Отсос картерных газов осуществляется по вытяжной трубе, нижний конец которой соединяется с клапанной коробкой через отверстие с лабиринтовым маслоуловителем в крышке коробки. Верхний конец вытяжной трубки соединен через резиновый шланг с нижней камерой воздухоочистителя, служащей для улавливания смолистых образований, имеющихся в картерных газах. Камера сообщается с центральным патрубком воздухоочистителя, куда и отсасываются картерные газы.

Свежий, чистый воздух поступает в картер по шлангу, один конец которого присоединен к верхней части воздухоочистителя через отверстие в крышке, а другой — к маслозаливному патрубку.

У двигателя автомобиля ГА3-12 система смазки имеет такое же устройство. Несколько изменена только система вентиляции картера. Картерные газы отсасываются во впускной трубопровод двигателя по трубке, нижний конец которой присоединен к крышке клапанной коробки через лабиринтовый маслоуловитель. Верхний конец трубки через фильтр соединен с переходной коробкой карбюратора. Свежий воздух поступает в картер через фильтр, установленный на маслоналивной горловине.