Контроль технического состояния подержанного автомобиля

Выбор подержанной машины — это всегда лотерея. Рынок завален убитыми, аварийными и криминальными машинами. Защищен тот, кто предупрежден. Поэтому подходить к выбору подержанного автомобиля следует с особой тщательностью и без излишней суеты. В этой статье мы затронем технические аспекты этого вопроса.

Контроль технического состояния подержанного автомобиля

Отправляясь на поиски вашего будущего автомобиля, рекомендуем заранее подготовится. Продавцы на рынках зачастую слету различают «лоха» и буквально «впаривают» ему откровенное «ведро». Подкованный же человек всегда сумеет отстоять свою точку зрения и сделать правильный выбор. Поэтому для начала хотелось бы порекомендовать ознакомиться с вашим потенциальным автомобилем хотя бы в теории: какие модели бывают, когда и в каких вариантах выпускались, с какими двигателями и в какой комплектации — это уже позволит, по меньшей мере, не стать участником откровенной «подставы» с историей про машину без пробега по СНГ, на которой в Германии ездил дедушка попеременно с тем как машина просто годами стояла в гараже.

Ну и неплохо бы почитать в том же Интернете мнения владельцев этих машин, слабые места, характерные болезни, узнать цены на запчасти.

Что касается нашей статьи, то она, конечно же, не может в полной мере охватить весь рынок и затрагивает типовые обобщенные подводные камни, с которыми приходится сталкиваться при выборе подержанного автомобиля. Тем не менее, надеемся, она поможет вам хоть как-то уберечься от покупки кота в мешке.

Двигатель

Осмотрите двигатель визуально — чрезмерно чистый моторный отсек, возможно, является попыткой продавца скрыть утечки масла. Напомним, что причин утечки масла может быть масса и не всегда проблема устраняется просто и дешево. Показательно, заглянуть и в расширительный бачок системы охлаждения. Масляные пятна и эмульсия в тосоле — признаки внутренней утечки масла через, например, пробитую прокладку под головкой двигателя /устранимая проблема/ или трещину в блоке /проблема серьезная/.

Обращайте внимание на ремни: ГРМ, генератора, гидроусилителя и пр. Замена ремней, все равно после покупки для профилактики необходимо (особенно ГРМ), но трещины и дефекты ремней — повод для торга (замена ремня ГРМ зачастую дело недешевое и трудоемкое). Внимательно присмотритесь к навесному оборудованию и аккумулятору. Нередко (особенно АКБ), на машине для осмотра продавцы ставят одно, а после оформления документов на машине оказывается старый и убитый аккумулятор, стартер, генератор и т.д. Так что лучше при осмотре отметить, что на машине новый АКБ, стартер, генератор и оговорить с продавцом, что вы покупаете машину «как есть»!

Проверьте уровни тосола, тормозной жидкости, жидкости гидроусилителя и пр. Низкий уровень, возможно, говорит об их утечке. Повод задуматься и внимательнее осмотреть соответствующие системы.

Визуальный осмотр двигателя позволяет довольно объективно оценить его поднаготную: течи, состояние навесного оборудования и расходников.

Не лишним взглянуть на двигатель с ямы. Часто машины, эксплуатирующиеся без защиты двигателя, имеют серьезные проблемы, такие как повреждения поддона двигателя и т.п.

Работающий двигатель, разумеется желательно, чтобы работал ровно и тихо. Посторонние металлические звуки — повод насторожиться. Если вы не умеете на слух различать неисправности двигателя — лучше обратиться за помощью к профессионалам: может постукивание это всего лишь результат неверной регулировки клапанов, а может умирающие гидрокомпенсаторы, а может и что-то посерьезнее.
Так же присмотритесь к выхлопной системе: выпускной коллектор, резонатор и глушитель под действием наших «соленых» зим часто становиться расходными материалами. Ничего критичного в прогнившем глушителе или резонаторе, разумеется, нет, за исключением его цены, которую можно попробовать сторговать.

Так или иначе, оптимальное решение — посетить диагностику (особенно машины с электронными системами управления двигателем). Диагностика, как правило, позволяет выявить значительно больше, чем это можно сделать визуально.

Трансмиссия

Визуально КПП можно поверить только на предмет внешних течей масла. На заведенном двигателе выжмите сцепление и попереключайте передачи: все передачи должны переключаться с одинаковым усилием без потрескиваний, заеданий и царапающих звуков. Подержите машину при включенной передаче на выжатом сцеплении 10 секунд. Если за это время машина вдруг попытается тронуться с места — герметичность гидравлической системы привода сцепления нарушена. Также, попытайтесь тронуться на второй передаче при включенном «ручнике». Если вам это удалось — сцепление буксует и требует замены (далеко не самая дешевая операция). Это очередной повод подумать и поторговаться. Иначе придётся проходить профилактику сразу после покупки. Профилактика полного привода хендай.

Оптимальный вариант прокатиться на машине и «поиграть» всеми передачами на ходу. Переключения между передачами при любых оборотах двигателя должны быть плавными, без задержек и посторонних звуков. В противном случае речь идет о износе синхронизаторов коробки, что, разумеется, трудоемко и недешево ремонтировать.

Машины с автоматическими коробками настоятельно рекомендуется диагностировать в фирменных сервис-центрах, ибо ремонт АКПП — удовольствие крайне дорогое, а визуальное определение исправности работы «автомата» со 100-процентной гарантией не возможно в принципе.

Ходовая часть

На наших дорогах ходовая часть любого автомобиля: подвеска, рулевое — становятся расходным материалом. Поэтому диагностика подвески важна, прежде всего, потому, что позволит заранее определить объем предстоящих вложений в автомобиль.

Самый простой способ определить неработоспособность амортизаторов — это резко качнуть машину со всех четырех углов вниз и отпустить: колебания должны прекращаться сразу. В противном случае (если машина покачивается несколько раз), амортизаторы неисправны и требуют замены. Об просевших пружинах будет говорить посадка машины: явно «упавшая морда» или багажник — скорее всего, говорят о требующих замену пружинах (рессорах). Значительные люфты в элементах подвески можно определить даже на опирающихся, на землю колесах: возьмитесь за верх колеса и сильно подергайте его от себя к себе. Значительный люфт (и/или характерное постукивание) говорят об износе шаровой опоры или ступичного подшипника.

Обратите внимание на покрышки автомобиля: неравномерный износ протектора — следствие неверного угла установки передних колес. Возможно, это исправят мастера сход-развала, а возможно проблема в нарушенной геометрии кузова! Есть над чем подумать.

Рулевое управление проще всего проверить на люфт: покрутите на небольшие углы рулевое колесо влево-вправо. Если руль отклоняется более чем два пальца от своего «нулевого» положения, а колеса при этом стоят на месте — в рулевом управлении люфт. Но диагностику же самого рулевого механизма: рулевых наконечников, рулевой рейки, лучше доверить мастерам из фирменного сервис-центра, поскольку разные машины могут иметь разные симптомы выхода из строя того или иного механизма и технологии (соответственно и цены) замены.

Тормозная система автомобиля — это, прежде всего ваша безопасность. Поэтому мы бы рекомендовали заострить на ней внимание: во время пробной поездки на свободном участке дороге резко нажмите на тормоз — увод автомобиля в сторону говорит об скрытых неисправностях тормозной системы: износ тормозных колодок или дисков (барабанов), о неисправных суппортах. Зимой на гололеде это особенно опасно! Так же проверьте задиры и износ тормозных дисков (они стоят в разы дороже колодок), проверьте (лучше с ямы) герметичность системы. Очень часто из-за закисания форсунок для прокачки тормозов, течь можно устранить только радикальным способом — заменой тормозных трубок и суппортов в сборе! Это повод для торга.

Общее для всей ходовой части — проверяйте обязательно цельность резиновых пыльников (на рулевых тягах, на рулевой рейке, на шаровых опорах, на ШРУСах и т.д.). Порванный пыльник зачастую предвещает скорую замену детали, на которой он установлен.

Кузов

Осмотр кузова очень важен хотя бы потому, что это самая ответственная часть подержанного автомобиля, восстанавливать которую сложнее, нежели двигатель или подвеску. Начните с зазоров — они должны быть максимально равномерными, без явных перекосов и непараллельностей. Это первый признак, повествующий об аварийном прошлом автомобиле — небрежные кузовные работы после серьезной аварии могут оказать «медвежью» услугу в ходе дальнейшей эксплуатации.

Осмотрите внимательно соединительные сварные швы в местах крепления кузовных деталей — при переваривании машины после аварии, нередко сварные швы начинают быстро ржаветь. Обращайте внимания на равномерность сварных швов: например на правом и левом крыле они должны быть одинаково ровными. Если кузовные детали крепятся с помощью болтов (часто передние крылья, например), обращайте внимания на двойные следы от шайб — верный признак того, что данный элемент снимался для рихтовки или замены. Нередко при боковом ударе дверь меняют не полностью, а меняют только наружную накладку. В этом случае, «битая» дверь зачастую выдает себя «халтурным» соединительным швом изнутри между накладкой и дверью.

Плохо закрывающиеся двери, капот, багажник также косвенно указывают на восстановление после аварии, хотя на автомобилях в возрасте не исключена и проблема с проседанием петель и износом замков. Следы свежепокрашенных элементов — признак не только недавнего кузовного ремонта, но и попытка скрыть коррозию этих деталей. Вмятины и различия в окраске лучше всего определяются при осмотре под углом.

Обязательно загляните под днище с ямы. Самые ответственные места, которые наиболее часто страдают от коррозии пороги, лонжероны, колесные арки. Свежий слой антикора — первый признак попытки продавца скрыть следы ржавчины.

Внимательно отнеситесь к кузову. Помните, что его восстановление — трудоемкая и не дешевая работа. Если вы цените свою безопасность, то сохранение энергоемкости кузова при его восстановлении, требующейся для обеспечения безопасности, скорее всего, потребует квалифицированного труда.

Если перед вами стоит выбор подержанного автомобиля, хочется пожелать Вам удачи в этом ответственном и нелегком деле. Помните: лучше лишний раз перестраховаться, чем потом долгое время жалеть о принятом решении. Не скупитесь на диагностику. Сейчас много достойных сервисов, где за вполне разумные деньги можно продиагностировать подвеску, двигатель, кузов. Если вы в чем-то сомневаетесь — откажитесь от покупки! Сейчас выбор подержанных автомобилей более чем обширен, пользуйтесь этим!

Запись опубликована в рубрике Выбор автомобиля. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Array