Двигатели автомобилей ГАЗ-51А, ГАЗ-63 и ГАЗ-12

На автомобиле ГАЗ-51А установлен карбюраторный, четырехтактный, рядный, шестицилиндровый двигатель.

GAZ_51Все цилиндры отлиты из чугуна в одном блоке вместе с картером. В верхней части цилиндров запрессованы тонкие короткие гильзы, изготовленные из специального чугуна.

Головка цилиндров, сделанная из алюминиевого сплава, установлена на сталеасбестовой прокладке и прикреплена к блоку на шпильках. Под гайки шпилек поставлены стальные шайбы.

Поршни из алюминиевого сплава имеют юбку эллиптического профиля и боковой несквозной П-образный разрез. Поверхность юбки луженая. Нормальный зазор между поршнем и цилиндром равен 0,024—0,036 мм. На днище поршня выбита стрелка для правильной его установки. В верхней части поршня имеется теплоизолирующая канавка.

На поршне установлены два компрессионных и два маслосъемных кольца. Оба компрессионных кольца с внутренней стороны имеют фаску, которой они устанавливаются вверх. Фаска обеспечивает некоторую конусность колец при установке их в цилиндр. Верхнее кольцо хромированное, все остальные кольца луженые. По окружности каждого маслосъемного кольца сделана канавка со сквозными прорезями. Зазор в стыке колец равен 0,2—0,4 мм. Зазор по высоте 0,05—0,08 мм у верхнего кольца и 0,035—0,07 мм у остальных колец.

Поршневой палец — плавающий, изготовлен из углеродистой стали и подвергнут поверхностной закалке т. в. ч.; он закреплен в бобышках поршня двумя стопорными кольцами.

Шатуны с несимметричной нижней головкой изготовлены из марганцовистой стали. В верхней головке шатуна запрессована свернутая из листовой бронзы втулка; в верхней части головки шатуна имеется разрез для прохода смазки. Нижняя головка шатуна разъемная; в ней установлены тонкостенные взаимозаменяемые стальные вкладыши с баббитовой заливкой. В верхней части головки сделано отверстие для разбрызгивания масла. Крышка к шатуну крепится двумя болтами. На нижних головках и крышках выбиты порядковые номера. Шатуны ставят так, чтобы смазочное отверстие и выбитый номер располагались в сторону распределительного вала.

Коленчатый вал изготовлен из углеродистой стали, четырехопорный, с противовесами. Шейки вала подвергнуты поверхностной закалке т. в. ч. Подшипники имеют стальные взаимозаменяемые вкладыши с баббитовой заливкой. Верхние вкладыши отличаются от нижних наличием отверстия для подвода смазки и формой масляной канавки. Крышка каждого подшипника крепится двумя болтами. В шейках вала сделаны смазочные каналы.

Шатунные шейки вала снабжены грязеуловительными камерами, которые высверлены в шатунных шейках и закрываются снаружи резьбовыми пробками.

Задний коренной подшипник более широкий, чем остальные. Во вкладыше заднего подшипника имеется дополнительная кольцевая канавка, предотвращающая выход масла из заднего конца подшипника. Масло из канавки через отверстие в нижнем вкладыше и в крышке отводится в картер.

Передний подшипник является установочным и имеет по бокам две опорные стальные шайбы с баббитовой заливкой. На фланце конца коленчатого вала четырьмя специальными болтами крепится маховик. Для правильной сборки один из болтов смещен по окружности. Маховик с закрепляемым на нем сцеплением собирают по меткам, чтобы не нарушить балансировку.

На переднем конце вала закреплены на шпонке упорный диск, стальная распределительная шестерня, маслоотражатель, шкив привода вентилятора и в торец ввернут храповик. Передний конец вала уплотнен самоподжимным сальником. На задней шейке вала сделан маслоотражательный гребень, а в подшипнике — сливной канал. За подшипником установлен сальник. Картер снизу закрыт на пробковых прокладках стальным штампованным поддоном. Плоскость разъема опущена ниже оси коленчатого вала на 4 мм. Ось коленчатого вала смещена относительно осей цилиндров на 3 мм вправо по ходу автомобиля.

Клапаны — нижние, односторонние. Впускные клапаны изготовлены из хромистой стали, а выпускные клапаны — из жароупорной стали. Диаметр головки впускного клапана больше, чем у выпускного. У выпускного клапана на верхней части стержня имеется проточка, чтобы устранить заедание клапана в направляющей втулке. Вставные гнезда выпускных клапанов изготовлены из жароупорного чугуна. Клапанные пружины имеют витки переменного шага и устанавливаются стороной с меньшим шагом вверх. Пружина на клапане крепится опорной шайбой с разрезными коническими сухариками. Клапаны в блоке расположены в следующем порядке: первый клапан — выпускной, затем два впускных, выпускной, впускной, два выпускных, впускной, выпускной, два впускных и выпускной.

Толкатели грибовидной формы установлены в каналах приливов перегородки блока. Толкатели имеют сферическую опорную поверхность, соприкасающуюся с поверхностью кулачков распределительного вала, имеющих небольшую конусность. В толкателях завернуты регулировочные болты с контргайками. Толкатели изготовлены из стали; тарелки толкателей наплавлены легированным отбеленным чугуном.

Распределительный вал, изготовленный из углеродистой стали, установлен на четырех стальных втулках с баббитовой заливкой, запрессованных в блок. В средней части вала нарезана шестерня привода масляного насоса и распределителя. В передней части вала расположен эксцентрик привода топливного насоса. Кулачки, эксцентрики и шестерни подвергнуты поверхностной закалке т. в. ч. В передней шейке вала сделаны смазочные каналы.

На переднем конце вала установлена на шпонке и закреплена стопорным болтом стальная ступица с текстолитовой шестерней, зацепляющейся с шестерней коленчатого вала. Между ступицей шестерни и торцом передней шейки установлено распорное кольцо. Осевые перемещения вала предотвращаются стальным упорным фланцем, прикрепленным двумя болтами к переднему торцу блока. Величина осевого зазора вала определяется разностью в толщине распорного кольца и фланца и равна 0,1—0,2 мм. Распределительные шестерни закрыты стальной штампованной крышкой.

GAZ_63Двигатель подвешен к раме на четырех опорах. Передняя опора выполнена в виде лап передней пластины блока, опирающихся на поперечину рамы, а задняя опора — в виде лап картера маховика и сцепления, опирающихся на кронштейны рамы. Во всех опорах установлены резиновые подушки. Для устранения осевых перемещений двигателя блок соединяется с передней поперечиной рамы специальной регулируемой тягой, установленной с левой стороны.

На автомобилях ГА3-63 устанавливают такой же двигатель, как на автомобиле ГАЗ-51А.

На автомобиле ГА3-12 установлен форсированный двигатель типа ГАЗ-51А. Для повышения мощности в двигателе увеличено число оборотов; повышена степень сжатия путем установки другой головка с измененными камерами сгорания; увеличены сечения каналов для прохода рабочей смеси в блоке цилиндров.

Применены шатуны с симметричной нижней головкой, поэтому для отличия на стержне сделана метка в виде круглого выступа. Коленчатый вал отличается от вала двигателя ГАЗ-51А длиной задней коренной шейки и конструкцией заднего фланца. Вкладыши первых трех коренных подшипников обоих двигателей взаимозаменяемы. Вкладыши четвертого коренного подшипника двигателя автомобиля ГАЗ-12 несколько короче (на 1,5 мм) вкладышей двигателя ГАЗ-51А. На заднем конце коленчатого вала вместо маховика установлена гидравлическая муфта (гидромуфта).

Двигатель подвешен к раме на трех опорах с массивными резиновыми подушками. Одна опора расположена впереди под кронштейном опорной пластины двигателя, а задние — под лапами картера гидромуфты. В конструкции передней опоры предусмотрена фиксация двигателя от сдвига в продольной плоскости.

Система охлаждения двигателей автомобилей ГАЗ-51А, ГАЗ-63, ГАЗ-12 и УАЗ >>

Система смазки двигателя автомобилей ГАЗ-51А, ГАЗ-12 >>

Запись опубликована в рубрике ГАЗ-51А, ГАЗ-63 и ГАЗ-12. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
3Array